К 85-летию Ярославского отделения Союза художников России
«Ах, вернисаж…»
Волшебное слово ‑ "вернисаж"... Манит, завораживает, дарит возможность соприкоснуться с искусством, найти единомышленников, привлечь инвесторов, наконец просто вырваться из повседневной рутины и пообщаться с самими «создателями искусства», «творцами», «представителями той таинственной богемы»...
Сегодня городское выставочное пространство широко и многообразно. Экспозиции современного искусства устраиваются в государственных музеях, театрах, библиотеках, а также частных галереях и даже торговых центрах. Каждая из них решает собственный комплекс эстетических и коммерческих задач, каждая имеет свою аудиторию. Тем не менее, важную роль в жизни, а значит, и в творчестве большинства участников выставочного процесса Ярославля играет областное отделение Союза художников России, а главной художественной Меккой в городе по-прежнему остается Центральный выставочный зал на ул. Максимова.
Ежегодно только на своей площадке Союз организует свыше сорока выставок, а также более десяти ‑ в городах области, что требует, помимо творческого потенциала, немалых организационных усилий и материальных ресурсов. При всем многообразии проектов «групповым портретом» Союза являются областные выставки, на которых совместно экспонируются работы живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Это масштабные культурные акции, адресованные самой широкой аудитории и направленные на продвижение положительного имиджа творческой организации в целом. При их формировании особый груз ответственности, как профессиональной, так и эмоциональной, ложится на выставочный комитет, состоящий из художников, имеющих большой опыт участия в выставках в России и за рубежом. Именно выставком, с реди огромного количества представленных авторами работ, должен отобрать те, которые войдут в будущую экспозицию. Затем эстетически грамотно разместить каждое произведение не только согласно его собственной художественно-образной программе, но и в соответствии с гармоничным, «хоровым» звучанием в общем контексте.
К сожалению, редко когда подготовка областной выставки обходится без эксцессов. Ведь для любого художника его произведение своего рода детище, причём, совершенное абсолютно; и порой даже намёк на критику может быть воспринят как личная обида. Что уж говорить, если работу отклонили от участия, или отвели неакцентное, по мнению автора, место в экспозиции? Как тут не поддаться искушению и не обвинить коллег в пристрастности и «зависти к чужому таланту»?
Следует признать, что в любом коллективе всегда были и будут недовольные, а уж в творческом… Здесь каждый претендует на свою исключительность. Здесь профессиональные амбиции и человеческие эмоции порой достигают уровня критической отметки. Такой коллектив подобен опасной стихии. Буря готова разразиться в любой момент. И многое зависит от лидера, который, подобно опытному «шкиперу», должен вести свой корабль среди бушующих волн.
Устав Союза художников предоставляет право любому из его членов ощутить себя в этой роли. Выбранный общим собранием председатель вместе с властными полномочиями взваливает на свои плечи бремя ответственности за судьбу организации, являясь при этом в глазах представителей власти и широкой общественности её своеобразным отражением. Он должен соответствовать идеологическим и культурным стандартам времени. Попробуем убедиться в этом.
В 1964 году, когда вместе с «хрущевской оттепелью» в стране произошло оживление художественной жизни, Ярославское отделение СХ возглавил 36-летний Амир Нуриахметович Мазитов. Признанный художник, участник различных международных художественных проектов, в том числе выставки, посвящённой VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве, А. Н. Мазитов был зримым воплощением интернациональности искусства советского государства, его жизнеутверждающей силы.
В 1978 году его сменил Юрий Иванович Семенюк, творческий «дебют» которого состоялся в освобожденной советскими войсками Румынии. Статный красавец, фронтовик, он стал ярким символом патриотизма, коллективной целеустремленности и деятельной энергии творца эпохи развитого социализма. Он был первым в Ярославле удостоен звания Народного художника РСФСР. С его именем связано открытие своеобразного «ярославского Монмартра» ‑ Дома художника на ул. Лисицына, способствовавшего созданию атмосферы особой «цеховой» общности и творческой активности наших художников и скульпторов.
Напомню, что в советское время Союз художников был официальной формой управления художественным процессом и выставочной деятельностью. Выставки, играя важную образовательную и воспитательную роль, служили также и проводником официальной идеологии. Это была своего рода «плата» за востребованность художников на государственном уровне. В 1980-е годы устойчивость и преемственность в существовании этой сложившейся системы отношений творца и власти успешно обеспечивали стоявшие во главе организации Владимир Александрович Ульянов и Адольф Фёдорович Булдыгин.
Серьезные изменения Союз художников претерпел в последнее десятилетие XX века. Советский период развития в истории страны, как и в истории творческой организации завершился, началась новая эпоха. «Перестройка», сделав творцов «свободными» от идеологического нажима, вместе с тем поставила их в зависимость от диктата рынка. Предоставленные собственной стихии, художники оказались в состоянии выживания. А уж когда в «лихие» 90-е рухнул «союз нерушимый», и страшная тень смуты и гражданской войны повисла над Россией, то казалось, стало и совсем не до искусства.
Фантасмагория российской действительности периода политических и социальных потрясении выдвинула в Ярославле нового лидера – неукротимо-одержимого Юрия Дмитриевича Жаркова. Его особый творческий кураж позволил Союзу выстоять, несмотря на серьёзные внутренние проблемы. В стране тогда была разрушена экономическая база организации – Художественный Фонд, который прежде поддерживал все важные программы. Компенсируя дефицит внимания со стороны государства, Ю. Жарков инициировал создание неформальных объединений, таких как «10-й этаж», «Аллея», призванных совместно решать творческие и финансовые задачи. Появляется такое понятие как выставка-продажа. Тогда же были предприняты первые попытки организации поездок ярославских художников за рубеж.
В 1994 году Союз художников возглавил харизматичный Валерий Васильевич Теплов. Это было время декларируемых демократических реформ, изменений в административной системе управления регионами, а для Ярославля ‑ время формирования особых партнерских отношений между властью и местной творческой элитой, надежд на то, что именно культура, освобожденная от опеки, способна объединить общество, связать все сферы общественной жизни.
Довольно частые встречи на выставках в неформальной обстановке с руководителями области и города позволяли решать многие хозяйственные и финансовые вопросы. Адаптируясь к новой реальности, Союз актуализировал традиционные формы выставочной деятельности. В те годы помимо персональных и областных выставок, большую популярность стали приобретать тематические арт-проекты, которые были сродни мини-спектаклю, срежиссированному куратором-экспозиционером.
Время рокировки в высших эшелонах власти совпало и со сменой председателя в ярославской организации. Новое тысячелетие Союз встретил с Александром Андреевичем Карихом, успешным художником и арт-менеджером, создавшем в Ярославле Российский международный творческий центр «Эмалис», под крышей которого объединились художники разных стран для возрождения и развития уникального искусства горячих эмалей. Наряду с активной интеграцией в международное выставочное пространство, в это время возобновляются и традиции проведения Всероссийских и региональных выставок. Ярославские х удожники вновь получили возможность регулярно представлять свое творчество в Москве и других российских городах.
С 2011 года Союзом руководит Александр Сергеевич Александров, лирик и в творчестве, и в жизни. Выбор интеллигентного, мягкого, негромогласного председателя после шквально-порывистых лидеров рубежа XX - XXI вв. был довольно неожиданным. Однако именно ему удалось разрешить многолетний болезненный конфликт с Москвой относительно судьбы ярославского Дома художника, а затем и отстоять право членов СХ на творческие мастерские. В условиях практического самоустранения и невмешательства государства в развитие художественной культуры А. Александров видит свою основную миссию в поддержании материально-технической базы Союза для обеспечения успешного творческого процесса его членов.
Сегодня ярославское отделению СХ одно из самых крупных и признанных в России. Оно объединяет свыше 200 художников, работающих в совершенно различных стилях и направлениях. Почти половина из них стали членами организации уже в постсоветское время, что является убедительным свидетельством её жизнеспособности и востребованности. Существовавшее ранее противостояние приверженцев русской классической традиции в искусстве и сторонников европейской эстетики осталось в прошлом.
Пройдя вместе со всей страной испытание на прочность, Союзу художников удалось сохранить свою объединяющую роль, преемственность, творческую активность, и, что очень важно, зрителя. Ведь именно нам – зрителям, а не только коллегам-профессионалам, в конечном счете, адресованы «эстетические послания». Они бывают не всегда понятны с первого взгляда, но, безусловно, понимаемы, если приложить к этому усилия. Так давайте же не будем лениться мыслить! Не будем в своих оценочных суждениях уподобляться известному «кукурузному вождю», боровшемуся с «нездоровыми явлениями в искусстве» . Попытаемся расширить круг привычных привязанностей и мировоззренческих предпочтений. И тогда интеллектуальное пространство «заговорит», сделав и авторов, и посетителей выставки равноправными участниками художественного процесса.
С 85-летием Ярославского отделения Союза художников России всех нас – творцов и поклонников – поздравляю!
Ирина Серова, искусствовед.
Фото № 5 - Евгения Иванова.