О Союзе - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Награды администрации города и области

Почётная грамота губернатора Ярославской области за многолетний добросовестный труд и большой вклад в развитие изобразительного искусства Ярославской области:
Кулёва Нина Ивановна
Пасхина Елена Васильевна, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств
 
Почётная грамота Департамента культуры Ярославской области за большой вклад в сохранение и развитие традиций отечественного изобразительного искусства, популяризацию художественного искусства в Ярославской области, а также в связи с 85-летним юбилеем ЯОО ВТОО «Союз художников России»:
Бухаров Иван Георгиевич
Кабанов Михаил Алексеевич
Кочкин Валерий Дмитриевич
Пивень Елена Николаевна
Пивень Аркадий Владимирович
Рожков Олег Георгиевич
 
Почётный знак города Ярославля II степени:
Жарков Юрий Дмитриевич, народный художник Российской Федерации, почётный академик Российской академии художеств
Ульянов Владимир Александрович, народный художник Российской Федерации

Благодарственное письмо мэрии города Ярославля:
Варначёв Евгений Михайлович
Колесников Борис Вячеславович
Колесникова Юлия Владимировна
Макарова Татьяна Васильевна
Мухина Елена Фёдоровна, заслуженный художник Российской Федерации, член-корреспондент Российской академии художеств
Ширяева Елена Глебовна
 
Благодарственные письма управления культуры мэрии города Ярославля:
Алексанян Гагик Гарсеванович
Антонова Инна Демьяновна
Арсюта Светлана Сергеевна
Братыкин Антон Александрович
Евдокимова Елена Николаевна
Кравцов Александр Иванович
Шилов Александр Николаевич
Дмитриева Галина Анатольевна

 

Награды ВТОО СХР:
 
За выдающийся вклад в изобразительное искусство России Золотой медалью имени Александра Иванова награждён 

Жарков Юрий Дмитриевич, народный художник РФ, почётный академик Российской академии художеств.

Золотой медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" награждены:

Бекетов Михаил Петрович
Золотайкин Владимир Кузьмич
Ковалевская Людмила Борисовна, заслуженный работник культуры Российской Федерации
Никифоров Иван Васильевич

Серебряной медалью «Духовность. Традиции. Мастерство» Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" награждены:
Пак Вера Филипповна
Поляков Виктор Иванович, заслуженный художник Российской Федерации
Решитов Виктор Назарович
Ульянов Александр Владимирович
Флоринская Ирина Наркисовна
 
 
Благодарность Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России" :
Алексеев Александр Геннадьевич
Горячев Владимир Сергеевич – заслуженный художник Российской Федерации
Карих Александр Андреевич – народный художник РФ
Купецкая Любовь Владимировна
Литвинов Владимир Викторович
Матакова Лидия Николаевна - заслуженный художник Российской Федерации
Михайленко Борис Михайлович  - заслуженный художник Российской Федерации
Михайленко Татьяна Сергеевна
Назаренко Владимир Алексеевич
Никифорова Тамара Александровна
Никонова Тамара Владимировна
Новиков Геннадий Игнатьевич
Павлова Наталья Михайловна
Петров Александр Борисович 
Пирожникова Лидия Васильевна
Соколов Сергей Иванович
Суховеенко Тамара Михайловна
Теплов Валерий Васильевич – народный художник, почётный академик РАХ

Диплом Всероссийской творческой общественной организации "Союз художников России":
Арутюнова Стелла Карленовна
Баранов Юрий Михайлович
Борисова Наталья Андреевна
Гогин Борис Константинович
Есафьева Галина Павловна
Жгивалёва Марина Николаевна
Зайцева Ольга Викторовна
Зверков Александр Васильевич
Казаков Юрий Сергеевич
Ковалёв Владимир Федорович
Козлов Юрий Павлович – заслуженный художник Российской Федерации
Кораблёв Михаил Николаевич - заслуженный художник Российской Федерации
Крохоняткин Платон Петрович
Максимова Валентина Николаевна
Мильто Надежда Павловна
Овчинников Алексей Вячеславович
Огурцова Марина Вячеславовна
Пак Дюмон Григорьевич
Петров Александр Константинович – заслуженный деятель искусств РФ
Романов Евгений Викторович
Соколов Сергей Николаевич – заслуженный художник Российской Федерации
Шагин Вячеслав Андреевич                                                                      

Почётная грамота Ярославского областного отделения Союза художников России:
Андрианова Лидия Владимировна
Анисимов Борис Павлович
Антонян Микаэл Мушегович– заслуженный художник Российской Федерации
Варначёва Ирина Борисовна
Герасимова Наталья Сергеевна
Городничев Андрей Вадимович
Горшков Геннадий Юрьевич– заслуженный художник Российской Федерации
Гуцол Любовь Петровна
Епифанов Вячеслав Александрович
Затучный Владимир Израилевич
Золотов Алексей Юрьевич
Зякина Светлана Викторовна
Кирильчев Михаил Анатольевич– заслуженный художник Российской Федерации
Крючкова Ольга Вячеславовна
Марков Владимир Константинович
Новиков Денис Геннадьевич
Осташова Ольга Владимировна
Отрошко Олег Павлович
Реутов Денис Петрович – заслуженный художник Российской Федерации
Сериков Александр Николаевич – заслуженный художник Российской Федерации
Смирнов Евгений Викторович
Теплов Максим Валерьевич
Токмаков Вячеслав Степанович
Фейерабенд-Переднёва Людмила Павловна
Хвастунова Алла Владимировна

"На сайте "Городские новости" - редакционный вариант статьи: "Художественная Мекка Ярославля". Опубликована 05.09.2018

 

К 85-летию Ярославского отделения Союза художников России

«Ах, вернисаж…» 

 

Волшебное слово ‑ "вернисаж"... Манит, завораживает, дарит возможность соприкоснуться с искусством, найти единомышленников, привлечь  инвесторов, наконец просто вырваться из повседневной рутины и пообщаться с  самими «создателями искусства», «творцами», «представителями той таинственной богемы»... 

Сегодня городское выставочное пространство широко и многообразно. Экспозиции современного искусства устраиваются в государственных музеях, театрах, библиотеках, а также частных галереях и даже торговых центрах. Каждая из них решает собственный комплекс эстетических и коммерческих задач, каждая имеет свою аудиторию. Тем не менее, важную роль в жизни, а значит, и в творчестве большинства участников выставочного процесса Ярославля играет областное отделение Союза художников России, а главной художественной Меккой в городе по-прежнему остается Центральный выставочный зал на ул. Максимова. 

Ежегодно только на своей площадке Союз организует свыше сорока выставок, а также более десяти ‑ в городах области, что требует, помимо творческого потенциала, немалых организационных усилий и материальных ресурсов. При всем многообразии проектов «групповым портретом» Союза являются областные выставки, на которых совместно экспонируются  работы живописцев, графиков, скульпторов и мастеров декоративно-прикладного искусства. Это масштабные культурные акции, адресованные самой широкой аудитории и направленные на продвижение положительного имиджа творческой организации в целом. При их формировании особый груз ответственности,  как профессиональной, так и эмоциональной, ложится на выставочный комитет, состоящий из художников, имеющих большой опыт участия в выставках в России и за рубежом. Именно выставком, с реди огромного количества представленных авторами работ, должен отобрать те, которые войдут в будущую экспозицию. Затем  эстетически грамотно разместить каждое произведение не только согласно его собственной художественно-образной программе, но и в соответствии с гармоничным, «хоровым» звучанием в общем контексте. 

К сожалению, редко когда подготовка областной выставки обходится без эксцессов. Ведь для любого художника его произведение своего рода детище, причём, совершенное абсолютно; и порой даже намёк на критику может быть воспринят как личная обида. Что уж говорить, если работу отклонили от участия, или отвели неакцентное, по мнению автора, место в экспозиции? Как тут не поддаться искушению и не обвинить коллег в пристрастности и «зависти к чужому таланту»?

Следует признать, что в любом коллективе всегда были и будут недовольные, а уж в творческом… Здесь каждый претендует на свою исключительность. Здесь профессиональные амбиции и человеческие эмоции порой достигают уровня критической отметки. Такой коллектив подобен опасной стихии. Буря готова разразиться в любой момент. И многое зависит от лидера, который, подобно опытному «шкиперу», должен вести свой корабль среди бушующих волн.   

Устав Союза художников предоставляет право любому из его членов ощутить себя в этой роли. Выбранный общим собранием председатель вместе с властными полномочиями взваливает на свои плечи  бремя ответственности за судьбу организации, являясь при этом в глазах представителей власти и широкой общественности её своеобразным отражением. Он должен соответствовать идеологическим и культурным стандартам времени. Попробуем убедиться в этом. 

В 1964 году, когда вместе с «хрущевской оттепелью» в стране произошло оживление художественной жизни, Ярославское отделение СХ возглавил 36-летний Амир Нуриахметович Мазитов. Признанный художник, участник различных  международных художественных проектов, в том числе выставки, посвящённой VI Всемирному фестивалю молодёжи и студентов в Москве, А. Н. Мазитов был зримым воплощением интернациональности искусства советского государства, его жизнеутверждающей силы.

В 1978 году его сменил Юрий Иванович Семенюк, творческий «дебют» которого состоялся в освобожденной советскими войсками Румынии. Статный красавец, фронтовик, он стал ярким символом патриотизма, коллективной целеустремленности и деятельной энергии творца эпохи развитого социализма. Он был первым в Ярославле удостоен звания Народного художника РСФСР. С его именем связано открытие своеобразного «ярославского Монмартра» ‑ Дома художника на ул. Лисицына,  способствовавшего созданию атмосферы  особой «цеховой» общности и творческой  активности наших художников и скульпторов.

 

 Напомню, что в советское время Союз художников был официальной формой управления художественным процессом и  выставочной деятельностью. Выставки, играя важную  образовательную и воспитательную роль, служили также и  проводником официальной идеологии. Это была своего рода «плата» за востребованность художников на государственном уровне. В 1980-е годы  устойчивость и преемственность в существовании этой сложившейся системы отношений творца и власти успешно обеспечивали стоявшие во главе организации Владимир Александрович Ульянов и Адольф Фёдорович Булдыгин.   

Серьезные изменения Союз художников претерпел в последнее десятилетие  XX века. Советский период развития в истории страны, как и в истории творческой организации завершился, началась новая эпоха.  «Перестройка», сделав творцов «свободными» от идеологического нажима, вместе с тем поставила их в зависимость от диктата рынка. Предоставленные собственной стихии, художники оказались в состоянии выживания. А уж когда в «лихие» 90-е рухнул «союз нерушимый», и страшная тень смуты и  гражданской войны повисла над Россией, то  казалось,  стало и совсем не до искусства. 

Фантасмагория российской действительности периода политических и социальных потрясении  выдвинула в Ярославле нового лидера – неукротимо-одержимого Юрия Дмитриевича Жаркова. Его особый творческий кураж позволил Союзу выстоять, несмотря на серьёзные внутренние проблемы. В стране тогда была разрушена экономическая база организации – Художественный Фонд, который прежде поддерживал все важные программы. Компенсируя дефицит внимания со стороны государства, Ю. Жарков инициировал  создание неформальных объединений, таких как «10-й этаж», «Аллея», призванных совместно решать творческие и финансовые задачи. Появляется такое понятие как выставка-продажа. Тогда же были предприняты первые попытки организации поездок ярославских художников за рубеж.

В 1994 году Союз художников возглавил харизматичный Валерий Васильевич Теплов. Это было время декларируемых демократических реформ, изменений в административной системе управления регионами, а для Ярославля ‑ время формирования особых партнерских отношений между властью и местной творческой элитой, надежд на то, что именно культура, освобожденная от опеки, способна объединить общество, связать все сферы общественной жизни.

 

 Довольно частые встречи на выставках в неформальной обстановке с руководителями области и города позволяли решать многие хозяйственные и финансовые вопросы. Адаптируясь к новой реальности, Союз актуализировал традиционные формы выставочной деятельности. В те годы помимо персональных и областных выставок, большую популярность стали приобретать тематические арт-проекты, которые были сродни мини-спектаклю, срежиссированному куратором-экспозиционером.

Время рокировки в высших эшелонах власти совпало и со сменой председателя в ярославской организации. Новое тысячелетие Союз встретил с Александром Андреевичем Карихом, успешным художником и арт-менеджером, создавшем в Ярославле Российский международный творческий центр «Эмалис», под крышей которого объединились художники разных стран для возрождения и развития уникального искусства горячих эмалей. Наряду с активной интеграцией  в международное выставочное пространство, в это время возобновляются и традиции проведения Всероссийских и региональных выставок. Ярославские х удожники вновь получили возможность регулярно представлять свое творчество в Москве и других российских городах.

С 2011 года Союзом руководит  Александр Сергеевич Александров, лирик и в творчестве, и в жизни. Выбор интеллигентного, мягкого, негромогласного председателя после шквально-порывистых лидеров рубежа  XX - XXI вв. был довольно неожиданным. Однако именно ему удалось разрешить многолетний болезненный конфликт с Москвой относительно судьбы ярославского Дома художника, а затем и отстоять право членов СХ на творческие мастерские. В условиях практического самоустранения и невмешательства государства в развитие художественной культуры А. Александров видит свою основную миссию в поддержании материально-технической базы Союза для обеспечения успешного творческого процесса его членов.

 

Сегодня ярославское отделению СХ  одно из самых крупных и признанных в России. Оно объединяет свыше 200 художников, работающих в совершенно различных стилях и направлениях. Почти половина из них стали членами организации уже в постсоветское время, что является убедительным свидетельством её жизнеспособности и востребованности. Существовавшее ранее противостояние приверженцев русской классической традиции в искусстве и сторонников европейской эстетики осталось в прошлом. 

Пройдя вместе со всей страной испытание на прочность, Союзу художников  удалось сохранить свою объединяющую роль, преемственность, творческую активность, и, что очень важно, зрителя. Ведь именно нам – зрителям, а не только коллегам-профессионалам, в конечном счете, адресованы «эстетические послания». Они бывают не всегда понятны с первого взгляда, но, безусловно, понимаемы, если приложить к этому усилия. Так давайте же не будем лениться мыслить! Не будем в своих оценочных суждениях уподобляться известному «кукурузному вождю», боровшемуся с «нездоровыми явлениями в искусстве» . Попытаемся расширить круг привычных привязанностей и мировоззренческих предпочтений. И тогда интеллектуальное пространство «заговорит», сделав и авторов, и посетителей выставки равноправными участниками художественного процесса. 

С 85-летием Ярославского отделения Союза художников России всех нас – творцов и поклонников – поздравляю!  

Ирина Серова,  искусствовед.

Фото Евгения Иванова.

Опубликовано на сайте ГАУК ЯО «Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой» 

 

Как это было: история рождения панорамного витража с изображением 
Валентины Владимировны Терешковой
в ГАУК ЯО «Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой»


 
Многие посетители Культурно-просветительского центра имени В. В. Терешковой, рассказывая в соцсетях о своем визите в Ярославский планетарий, непременно делают селфи в центральной части фойе у Звездного зала Центра рядом с витражным портретом Валентины Владимировны Терешковой, искренне им восхищаясь. Да и сама Валентина Владимировна не раз была запечатлена на этом фоне с детьми и взрослыми, гостями Центра из разных городов, регионов и стран.
Зрителя завораживают сияние лучистых глаз Валентины Терешковой, носящей титул «Женщина ХХI века», её открытый взгляд с озорными искорками, вечно женственная полуулыбка «Джоконды», которую с легкой руки Зигмунда Фрейда называют «леонардовской». К ней абсолютно применимо высказывание искусствоведа Евгения Ротенберга: такова сила выражения человеческой личности, духовной гармонии, воплощенной в единстве характера и интеллекта, органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы.

Это действительно уникальная в своем роде работа известных ярославских мастеров живописи и графики, участников международных, всероссийских, региональных и областных выставок из Ярославского областного отделения Всероссийской творческой общественной организации «Союз Художников России» Александра Сергеевича Александрова, Валерия Павловича Зуба, Леонида Алексеевича Малафеевского. Выполнена она в предельно сжатые сроки при подготовке к тысячелетнему юбилею города Ярославля в 2010 году, а сегодня стала узнаваемой визитной карточкой Центра имени В. В. Терешковой.
Панорамный ярославский космически-звёздный витраж с портретом Валентины Владимировны Терешковой – масштабное декоративное полотно в строгой, лаконичной, прочной металлической раме. Основание объекта для большей световой пластичности описывает плавно вогнутую к середине композиции дугу, выразительно подчеркивая изящество и воздушность лёгкого изгиба, словно приобнимая каждого зрителя. Альтернатива жесткой прямолинейности созвучна ансамблю плавных линий всего комплекса планетария. Такую удачную идею предложил автор проекта Центра – ярославский архитектор Илья Клягин.

Витражную технику знали ещё в Древнем Египте, хотя расцвет её пришелся напериод европейского Средневековья и эпоху Возрождения. Романские храмы, готические соборы охотно декорировали витражами: блики солнечного света, мерцающее пламя свечей вносили элементы таинственности, торжественности и праздничности.
Спустя столетия, об утраченных секретах средневековых мастеров вспомнили в XIX веке, но для их разгадывания потребовалось уже немало усилий. В конце XIX века в результате экспериментов родился новый способ, позволивший собирать витражи и в плоскости, и в объеме, что максимально увеличивало их зрелищность. Этот способ соединения небольших кусочков стекла с помощью медной фольги блестяще развил и довел до совершенства Луис Комфорт Тиффани, сын знаменитого американского ювелира.
К началу ХХ столетия Луис Тиффани был известнейшим в мире производителем цветного стекла в промышленных масштабах, создав стёкла не менее пяти тысяч оттенков. Его метод и разнообразные материалы буквально произвели революцию в художественном стеклоделии, увековечив имя своего создателя и сделав его нарицательным. Даже стиль « модерн », в котором дизайнер работал, в  США  и других странах теперь часто называют «тиффани».
Разноцветные окна перестали быть предметом роскоши и стали доступны в России в начале XX века. В Петербурге и Москве массово украшали витражами особняки и церкви, больницы и бани, школы и театры, магазины и рестораны. Терминология трансформировалась: «транспарант», «живопись на стекле» или «стеклянную картину»  сменила «стеклянная мозаика». Позже появились «узорное окно», «витро» (vitro или vitreau).  Само слово «витраж» в русском языке появилось в 1900-е годы.
Изобразить уже в ХХI веке на масштабном полотне из стекла и металла всемирно известную героиню космоса – интереснейшая задача. Ясно, что одних высокотехнологичных приемов и решений здесь недостаточно. Неповторимую палитру художника, способную передать едва уловимую музыку сфер, как говорили древние, создаёт не только богатство колористических оттенков, но и сплав мироощущения и мировосприятия художника, зрелости его опыта, мысли, чувств.

Мало кто может пытаться рисовать музыку, но вот у ярославских художников, для каждого из которых характерны эксперименты, поиски новых художественных форм и материалов, такой необычный опыт есть, и это ощущается зрителем. Креативный авторский ансамбль синергетически умножил творческие возможности каждого из мастеров, позволив создать удивительный арт-объект.
В композиции использован метод диагонального золотого сечения с правой композиционной диагональю, где при пересечении горизонтальной и вертикальной линии образуются особые точки –  «точки силы»  или   «узел внимания» . Именно на них останавливается взгляд, благодаря им композиция выглядит равновесно.
Составлен витраж из 44-х скрепленных специальными фиксаторами самостоятельных прямоугольных фрагментов (по 11 штук в 4 ряда), каждый из которых набран из спаянных в технике Тиффани цветных стеклянных кусочков, в общей сложности превышающих полторы тысячи элементов, имеющих свыше 110 цветовых оттенков. Площадь его составляет почти 30 м 2 .
Ярославские мастера чрезвычайно тщательно подбирали цвета и фактуру стёкол. Внимательный взгляд определит здесь более 60-ти тонов синего и зеленого цвета: берлинскую лазурь и кобальт, ультрамариновый и стальной, сизый и васильковый, лазурный и изысканные «циан», «виридиан». Кто-то искушённый заметит среди гармонично перекликающихся фактурных гранатовых, карминных, насыщенных коралловых и шафрановых акцентов экзотический бледно-розовый «цвет бедра испуганной нимфы» и загадочно-бежевый «шамуа».
Использовали все основные виды материала: колоресцентное, античное стекло (имеет неоднородные прозрачные и матированные области); опалесцентное (не столько пропускает свет, сколько его преломляет); прозрачное кафедральное; полупрозрачное транслюцентное; стекло со структурированной и ребристой поверхностью. Также применялся так называемый «сэндвич-метод», когда для достижения необходимого тона послойно складываются два-три стекла.

Основные этапы изготовления витража в технике Тиффани неизменны до сих пор. Всё началось с разработки и утверждения основного эскиза. Для витража Ярославского планетария трое художников сначала изучили все доступные изображения героини, отражающие характерные особенности её образа, и выполнили три самостоятельных эскиза. Потом с учетом всех идей из них был составлен один-единственный вариант. Наиболее полно замыслу мастеров отвечали плакатная лаконичность выразительного портрета первой в мире женщины-космонавта в абстрактном космическом обрамлении. За основу концепции взяли знаменитую фотографию Валентины Владимировны в скафандре, обошедшую все мировые СМИ.
Были определены размеры и максимально допустимые габариты витражного полотна, конструкторами рассчитаны изгиб дуги и по особой формуле – суммарный вес объекта, предусмотрены разделение на отдельные фрагменты, цветовая гамма. Важный момент – подборка стекла по цвету и фактуре: цветное стекло позволяет определить его тончайшие оттенки и истинный цвет только при наличии особого освещения.
Затем сделали дублирование эскиза будущего витража на монтажном листе в натуральную величину (профессионалы называют эту заготовку «картоном»). После этого «картон» разрезали на отдельные пронумерованные детали для создания шаблонов.
На матрицу нанесли линии эскиза, по которым производится сборка с учетом криволинейной формы. Стекла нарезали на отдельные фрагменты согласно нумерации деталей. С помощью шлиф-машины отшлифовывали острые края и неровности стекла с подгонкой стыков. Трудоемкий и кропотливый процесс – оборачивание медной фольгой каждой детали по периметру с обезжириванием особым химическим веществом для очистки металла, зато медная фольга позволяет проработать мельчайшие детали рисунка.
Детали собирались на «картоне», прочно спаивались между собой свинцово-оловянным припоем с лицевой и обратной стороны, а спайки покрывались коричневой п а тиной для придания цвета и дополнительной защиты припоя антиоксидантами.  После этого уже начинались собственно сборка и монтаж витража из фрагментов, установка дополнительной подсветки. Технические нюансы, несоблюдение технологии могли полностью исказить первоначальный авторский замысел. К счастью, с ярославским планетарием этого не произошло.

Авторская композиция получилась впечатляющей, а в Ярославле на площадке Центра появился своего рода Музей одной картины. В феерическом космическом сюжете слышится удивительная музыка сфер и чувствуется мощное земное притяжение нашей ярославской Чайки, отражая образ человека удивительно цельного, умного, сильного, доброго и яркого.
Что ж, витраж – не просто «произведение изобразительного декоративного искусства из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение».
В ярославском варианте – поистине монументальное искусство.
 
Ирина Григорьева,
член Союза журналистов России
 

 

 

Художественная Мекка Ярославля Ярославское отделение Союза художников России, датой основания которого считается 7 сентября 1933 года, по-прежнему играет значительную роль в творчестве большинства участников выставочного процесса Ярославля. Опубликовано на сайте "Городские новости". 

 

 

Музыка сфер История рождения панорамного витража с изображением Валентины Владимировны Терешковой в ГАУК ЯО «Культурно-просветительский центр имени В.В.Терешковой».

 

Наверх