Арзуманов Л.С. (1932-2010) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Арзуманов Л.С. (1932-2010)

Лев Степанович Арзуманов (17.10.1932- 29.09.2010) - живописец, график. Работал в жанрах пейзажа, портрета, автор тематических полотен.

Родился  в Ташкенте (Узбекская ССР).

Учился в Среднеазиатском университете, Ташкент (УзССР) (1950–1953), в 1958 году окончил Сталинабадское (Таджикская ССР) художественное училище.

Работал в книжной иллюстрации. В том числе, выполнил иллюстрации к сборнику Джами «Роза и гиацинт» (1963). Оригинал суперобложки к этой книге правительство Таджикистана передало в дар Индонезии. Работал в редакциях газет и журналов.

Член Союза художников России с 1964.

Дипломант Союза художников России (2008).

Участник областных, республиканских и международных выставок.

С 1972 года жил в Ярославле. Являлся главным художником Ярославских художественно-производственных мастерских (1980-1982). Преподавал в Ярославском художественном училище (1996-2000).

Персональные выставки в Ярославле: 1977, 2002.

Произведения находятся в музейных собраниях Ярославля, Ростова Великого, в музеях Таджикистана и Узбекистана, во многих российских и зарубежных (США, Япония, Индонезия, Германия, Израиль и др.) частных коллекциях.

 

Искусствовед Надежда Воинова о Льве Арзуманове (к каталогу персональной выставки в ЯО СХ, 2008 г.):
 
"Лев Степанович Арзуманов принадлежит к старшему поколению современных ярославских художников. Свою фамилию – свидетельство армянских корней – унаследовал от предков, обосновавшихся в Средней Азии. Родился в столице Узбекистана, но помнит себя с тех пор, как жил в Таджикистане, в Душанбе.
Ещё до учебы в школе, в 1937 году начал посещать студию рисования в Доме художественного воспитания детей (ДХВД). Одним из незабываемых воспоминаний о том времени стали трагические событий, связанные с его первым учителем в ДХВД. Преподавал он Арзуманову совсем недолго, потому имени его память не сохранила. Однажды, поздней осенью 37-го, учитель не пришёл на занятия. Взрослые на вопросы детей, где он, не ответили. Но скоро, случайно, услышав чей-то разговор, Лев узнал, что его учителя с четырьмя другими «троцкистами» расстреляли в ту ночь, когда многие слышали выстрелы во дворе, неподалеку от ДХВД.
С детских лет увлёкся Лев Степанович культурой и искусством Азии и Востока. Это увлечение привело его в 1950 году в Среднеазиатский государственный университет в Ташкенте, где учился на индийском отделении – специализируясь на языках хинди и урду (государственных языках Индии и Пакистана), где получил и глубокие познания в арабской и персидской литературе, познакомился и полюбил книжную миниатюру Востока.
После университета он продолжил своё художественное образование в Таджикском художественном училище у педагогов А.Т. Бесперстова и ученика Б.В. Иогансона В.М. Боборыкина. Результатом учёбы мыслилось научить будущих художников создавать запоминающиеся картинные образы.
Именно в таком направлении начал работать Арзуманов после окончания училища в 1958 году. Выразительными примерами грамотного подбора и внимательной проработки художником деталей: внешнего облика героев, костюмов, предметов быта, всей атмосферы исторической эпохи – могут служить такие его произведения, как картина «Алишер Навои в мастерской К. Бегзада» (1963) и иллюстрации к сборнику Джами «Роза и гиацинт». (1963). Оригинал суперобложки к этой книге правительство Таджикистана подарило Индонезии.
В этот период времени он много и плодотворно работает: в редакции газеты «Комсомолец Таджикистана», в издательстве учебно-педагогической литературы Таджикской ССР, в художественном совете республиканского художественного фонда, сотрудничает с различными журналами.
В 1972 году Лев Степанович с женой Аллой Алексеевной и детьми Юрием и Еленой приезжает на постоянное жительство в Ярославль. Здесь, в Ярославле близко сходится со многими художниками. Творческим итогом общения с коллегами стали обстоятельные, постановочные портреты
маститых художников - ветеранов Великой Отечественной войны: Ю.И Семенюка, Г.А. Дарьина, С.А. Глушкова. И более камерные: Ярослава Тихменева, Рудольфа Путролайнена и других. Особенно интересно было ему с теми, кто обладал широким диапазоном профессиональных возможностей. Среди них самый заметный - мастер исторической картины Мушег Антонян. Это было время государственных заказов, которые исходили и от предприятий и учреждений. И такие грамотные, универсальные художники, как Арзуманов, были востребованы и ощущали это в обилии работы в ярославских художественно-производственных мастерских. Недолго (с 1980 по 1982 год) он был главным художником мастерских. Позднее попробовал свои силы и как педагог, преподавал в Ярославском художественном училище (1996-2000).
В 1990-е годы у Льва Степановича появилась возможность путешествовать по зарубежным странам. Он побывал в США, Турции, Египте, Израиле. Особенно впечатлил его как художника Израиль. В результате поездки, эмоциональных переживаний, испытанных на Земле обетованной, по которой ходил и проповедовал свое учение Иисус, появились такие его картины, как «Христос в пустыне» и «Первоапостольское утро». В них он вновь демонстрирует свои лучшие качества художника – самостоятельность творческого мышления, интерес к тому, что является непреходящим – к вечным темам..."

 

  

 

 

Наверх