Глушков С.А. (1925-1994)
Биография
Спартак Александрович Глушков (19.09.1925 - 18.07.1994) - график, живописец, педагог.
Заслуженный художник РСФСР (1981).
Участник Великой Отечественной войны. Награждён медалью "За боевые заслуги", юбилейными памятными медалями. Инвалид войны.
Окончил Ярославское художественное училище (1949). Преподавал в средних школах Ярославля (1950-1958).
Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
Член Союза художников России (1960). С 1966 г. – член бюро секции по охране памятников истории и культуры при Союзе художников РСФСР. Кроме живописи, работал в различных жанрах графики. Ярко проявил себя как талантливый гравёр (линогравюра, ксилография) и мастер экслибриса. Работы С.А. Глушкова имели в СССР широкую известность: как, например, "Метелица" и знаменитая "Россияночка" (1968). Большое место в его творчестве занимала тема Ярославля, его архитектурное и культурное наследие (серия "Мой город" и другие работы).
Произведения С.А. Глушкова находятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее, Ярославском художественном музее, других музеях России и зарубежных стран, частных коллекциях.
Публикации:
Искусствовед Надежда Воинова о мемориальной выставке Спартака Глушкова (1996 г.):
"Так устроено человеческое сознание, что только теряя близких и дорогих нам людей мы по-настоящему их оцениваем - и наступает прозрение. Судьба художника, быть может, особенное тому подтверждение: ведь остаются произведения, и диалог, его общение с нами продолжаются. Со Спартаком Александровичем я познакомилась в начале 1970-х годов. Он был тогда уже сложившимся, авторитетным мастером. Мне сразу полюбились его гравюры, особенно с архитектурными памятниками Ярославля. Они воспитывали глаз, развивали способность не просто смотреть, но видеть, запоминать и чувствовать. Глушков как-то удивительно умел угадывать характер того или иного архитектурного памятника, здания.
Художника, его личность всегда можно определить по произведениям. Кто-то из великих сказал: "Искусство - есть ни что иное как продолжение благородства художника". Как нельзя более эти слова подходят личности Спартака Глушкова.
Иду по залам, внимательно вглядываюсь в работы Спартака Александровича, и перед мысленным взором возникает его образ. Образ человека удивительно доброго, деликатного, душевно отзывчивого. Он был, что называется, симпатяга, всегда с улыбкой. Любил поговорить и послушать споры об искусстве молодых художников. Отношение к молодежи у него было особенное – без скучных нравоучений, без кичливости. Отношение на равных, уважительное. Просто помогал своим участием и добрым словом, и делал это как-то незаметно, ненавязчиво. Таким он запомнился. Таким остался в памяти и в своих работах.
Сформировавшись в 1960-е годы как творческая личность, Спартак Глушков очень точно выразил художественную эстетику этого времени, когда на смену ложному пафосу, бравурности и показухе в искусство пришли: человечность, теплота, искренность, интерес к обыденной, повседневной жизни человека. Колоритны и очень выразительны в работах художника бытовые сценки из жизни города, где главные герои – его современники. Вот смешливая красавица "Россияночка" – эта гравюра стала своего рода визитной карточкой художника. А вот таинственная незнакомка - гравюра "Под зонтиком".
Как фронтовику, инвалиду Великой Отечественной войны Глушкову всегда близка была тема ветеранов войны:"Бойцы вспоминают минувшие дни", "Однополчане" и другие. Теме детства посвящена гравюра "Где-то близко детский сад" и многие другие. Современный город – это и обилие транспорта. Как проникновенно, уважительно и с любовью рассказал художник о нелегком труде работников автомобильной инспекции в своих графических листах: "И в снег и в ветер", "Хозяйка движения" и других.
На выставке были впервые представлены ранние – 50-х – 60-х годов живописные работы художника, обширный фотоархив и некоторые личные вещи – художественные принадлежности Спартака Александровича. Среди них последняя неоконченная гравюра на пластике – церковь Богоявления".