Качалов Л.И. (1949-2021) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Качалов Л.И. (1949-2021)

Биография

Леонид Иванович Качалов (27.09.1949 - 12.08.2021) художник декоративного искусства (керамика).
Родился в д. Шульгино Ярославской области. В 1968 году окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище.
Член Союза художников России с 1993 года.
Произведения Леонида Качалова находятся во многих частных коллекциях. Леонид Иванович Качалов - участник областных, региональных, республиканских и всесоюзных выставок.
Неоднократный победитель профессиональных творческих конкурсов.
Награды: бронзовая медаль ВДНХ СССР (1968 г.)
Основными направлениями творчества Леонида Ивановича были реставрация старинных изразцов и воссоздание керамического и лепного декора на памятниках истории, изготовление ярославских и других видов изразцов, панно и лепного декора (для печей, каминов, интерьеров).

Публикации:
Заметка в издании "Северный край". Автор Сергей Молоков.

"Чудеса из глазури и эмали. Изразцы ярославского мастера востребованы во многих регионах России. Коллекции керамической изразцовой плитки в традициях ярославской школы древних мастеров создает член Союза художников России Леонид Качалов".
– Изразцы стоят того, чтобы ими заниматься всю свою жизнь. Кто‑то же должен продолжать дело наших предков, чтобы сохранить его в веках, – рассуждает известный мастер‑керамист, которого сегодня называют патриархом возрождения старинного ремесла.
В 2019 году Леониду Ивановичу исполнится 70 лет, и 55 из них он посвятил разноцветным «черепкам». После окончания восьмого класса паренек из Пошехонья приехал в подмосковное Абрамцево, где поступил в местное художественно‑промышленное училище. Через четыре года новоиспеченного специалиста вместе с тремя коллегами‑выпускниками отправили по распределению в Черлакский район Омской области создавать гончарное производство. Не беда, что все четверо были молодыми и неопытными, ведь не боги же горшки обжигают!
– В стране не хватало посуды, вот и приходилось открывать цеха на месте старых ремесленных мастерских, – поясняет Леонид Иванович. – Когда наладили дело, я вернулся в Ярославль, но работу по специальности нашел не сразу, потому что в ту пору керамикой в городе мало кто занимался. Случайно узнал о реставраторах, работавших в районе Всполья, и подался к ним в бригаду. Керамистов было всего пять человек во главе с Алексеем Егоровым. Тут же по соседству трудились небольшие бригады позолотчиков и кузнецов. Реставрационных работ в городе с каждым годом все прибавлялось, дел хватало всем.
Труд керамистов был далек от творчества. Бригада изготавливала в основном строительные материалы: черепицу, облицовочную и половую плитку, выполняла лепные работы. После десяти лет бригадного труда Леонид откровенно заскучал и стал искать более интересную работу. Путь был только один – попасть в гончарную мастерскую областного Союза художников.
Мастерская в ту пору размещалась на Норском кирпичном заводе и выполняла заказы по оформлению интерьеров из керамики. В дошкольных учреждениях это были крупные панно со сказочными персонажами, в холлах производственных зданий – объемные скульптурные композиции на производственные темы. Яркие работы ярославских художников, проектировщиков и керамистов можно и сегодня увидеть в детских садах на Суздалке, на телефонной станции и многих промышленных предприятиях областного центра.

Искусством изготовления изразцов Леонид увлекся в годы так называемой перестройки, когда не только заводы, но и люди стали жить в режиме выживания. Зарождающийся рынок повысил спрос на камины, и керамисты выполняли заказы тех, кому в новой жизни повезло больше других. В открытом за Волгой цеху они наладили обжиг изразцовой плитки, которую демонстрировали на промышленных выставках, возили в Москву и Санкт‑Петербург.
Если кто‑то думает, что изготовить изразец просто и легко, то глубоко ошибается. У древних мастеров, которых очень уважали в обществе, на это уходила вся жизнь. Вот и Леонид Качалов известен сегодня среди специалистов как опытный керамист, возрождающий славу ярославской школы изразцового искусства. Не случайно он участвовал в реставрации знаменитого Новоиерусалимского монастыря в подмосковной Истре. Разрушенный в годы войны храм пять лет восстанавливали специалисты, приглашённые со всей страны. Сейчас это здание сказочной красоты украшают более тысячи изразцов, изготовленных умелыми руками мастера.
Ярославец принимал участие в реставрации Николо‑Вяжищского монастыря в Новгородской области, трудился в святых обителях Костромы и других городов. В Ярославле его работы можно увидеть на зданиях Успенского и Ильинского соборов, церкви Николы Мокрого и храма в Коровниках. Для неотапливаемой часовни Леонтьевского кладбища он изготовил из керамики иконостас и иконы, надежно защищённые от сырости и перепада температур.
– В старину мастера создавали шедевры из эмали и глазури, и чтобы повторить их работу, нужно иметь хотя бы небольшой осколок, – делится секретами керамист. – После его исследования удается узнать, какие материалы и пигменты использовались, в каких пропорциях. Конечно, как раньше толочь в ступке окись меди или других металлов сейчас не требуется, размолотый порошок можно приобрести в специализированном магазине. А вот при подгонке нужного цвета приходится больше рассчитывать на собственный опыт и интуицию.
Для каждого изделия мастер лепит модель, затем снимает гипсовую форму и набивает её мягкой глиной. После первого обжига в электропечи наносит краски и вновь подвергает свою работу тепловой обработке. Мастерство и огонь творят чудеса – оплавленное разноцветное стекло на глине превращается в чудесное творение. Особенно красиво смотрятся муравлёные изразцы, при изготовлении которых используются свинец, кварц и окись меди. Их смеси, обожжённые при температуре 700 градусов, дают зелёный декор, схожий с цветом сочной травы на лугу. Такими муравлёными изделиями декорирован главный храм Свято‑Троицкого монастыря в Костроме.
В авторской коллекции изделий Леонида Качалова собраны оригинальные цветочные орнаменты, изображения диковинных птиц и животных, фольклорные сценки из народного быта. Изразцы с ликами херувимов и лубочными картинками народной жизни, лепные львы, лошади и попугаи хранят православные традиции. А это означает, что им уготована счастливая судьба и долгая жизнь.

 

Наверх