Леонтьев В.Н. (1912-1984) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Леонтьев В.Н. (1912-1984)

Биография

Валентин Николаевич Леонтьев (05.02.1912 - 07.01.1984) - живописец, педагог. Заслуженный работник культуры СССР (1973).

Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.. Награждён памятной медалью. Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». Член Союза художников России (1947). Председатель правления Ярославского Союза художников (1961-1964), член правления до 1982 г.. 
В 1931 году окончил Ярославский художественно-педагогический техникум (педагог – С.Ф. Шитов) и продолжил обучение в Ленинграде (педагоги – И.И. Бродский, А.А. Осьмёркин, Б.В. Иогансон). Являлся Сталинским стипендиатом. В 1941 году с 6‑го дипломного курса института при Академии художеств ушёл добровольцем на фронт. Участвовал в боях под Нарвой и Кингисеппом (Северо-Западный фронт). При выходе полка из окружения попал в плен, в апреле 1945 г. освобождён войсками союзников на территории Германии на р. Эльбе. После освобождения воевал на 2-м Белорусском фронте, участвовал в боях под Кёнигсбергом.
В 1947 году окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР, защитив дипломную работу - монументальная композиция «Встреча победителей». После окончания учёбы преподавал в Чебоксарском (Чувашская АССР) художественном училище (1949-1951). В 1951 году вернулся в Ярославль и в течение 32 лет (1951-1983) преподавал в художественном училище. Среди учеников Валентина Николаевича Леонтьева немало известных художников.
Кроме множества пейзажей («Утро в Ярославле» (1967), «Индустриальный мотив», «Церковь Ильи Пророка» (1956), «Иней» (1979) и другие), а также камерных произведений в жанре натюрморта, В.Н. Леонтьев создал несколько значительных тематических полотен, в том числе: «Утро выходного дня в Чебоксарах» (1950 - Чувашский государственный художественный музей), «Стройкам коммунизма» (1951, ЯХМ). 
Участник областных, межобластных, зональных, региональных, республиканских и всесоюзных выставок. Персональные выставки в Ярославле: 1972, 1983 и 1997 гг.. В.Н. Леонтьев участвовал в работе нескольких съездов СХ РСФСР и СХ СССР, в формировании региональных выставок. Произведения В.Н. Леонтьева хранятся в музейных собраниях Ярославля, в российских и зарубежных частных коллекциях.

Из вступительной статьи к каталогу выставки «Валентин Николаевич Леонтьев и его ученики», 2008 г. Искусствовед Ольга Шиханова.

Его любили и ученики, и собратья по искусству. Многие и сейчас с улыбкой вспоминают множество забавных историй, связанных с именем Валентина Николаевича Леонтьева - одного из самых значительных живописец Ярославля. Многие до сих пор благодарны ему за уроки мастерства, за терпение и терпимость, за искренний интерес к их первым, пусть робким шагам в искусстве и за личный пример увлечённости творчеством.
Коренной ярославец, родился Леонтьев 5 февраля 1912 года. Отец был сцепщиком вагонов на железной дороге и погиб, когда сыну исполнилось 7 лет. Мать Александра Николаевна всю жизнь проработала краскотёром на одном из старейших в стране лакокрасочных предприятий - заводе «Победа рабочих». 
Любознательный и активный мальчик в десятилетнем возрасте вступил в первый на Красном Перекопе пионерский отряд и с этого же времени пристрастился к рисованию. Начальную художественную грамоту Валентин получил в популярных тогда рабочих студиях изобразительного искусства, а в Ярославском художественном училище, куда поступил в 1928 году, его педагогами были замечательные педагоги Сергей Фёдорович Шитов и Пётр Николаевич Шадриков, стоявшие у истоков ярославской художественной школы.
В 1931 году после защиты диплома Леонтьев получил направление на завод «Победа рабочих», где добросовестно исполнял обычную для заводского художника работу: писал лозунги, рисовал стенгазеты, оформлял стенды с итогами соцсоревнований. Такая работа человеку с его живописными возможностями не могла доставить настоящего творческого удовлетворения. В 1933 году Валентин поступил сначала в подготовительные классы Всероссийской Академии художеств, а в 1935 стал студентом.
Занятия искусством и творческая работа увлекали, а имена уже вошедших в историю искусства России преподавателей И. Бродского, А. Осьмёркина, Б. Иогансона, Е. Серова, Р. Френца, А. Зайцева кружили голову. В 1940 году за отличные успехи Вадентина удостоили высшей студенческой награды - государственной стипендии. Уже тогда появились лидерские качества Леонтьева, и в 1938 году его избрали членом Совета студенческой молодёжи при ЦК ВЛКСМ.
Для диплома он написал масштабную картину «Дети на Волге» (руководитель А.И. Савинов). Эти несколько ленинградских лет были самыми счастливыми в жизни Леонтьева. Ведь именно там в стенах Академии он встретил друга на всю жизнь - Евсея Моисеенко, там встретил и единственную свою любовь Таню Эдельсон. Свадьбу сыграли в студенческом общежитии в январе 1941 года. Но июнь 1941 года, как и у многих молодых людей его поколения, резко изменил так замечательно начавшуюся жизнь. Прозвучало страшное слово «Война!»
Леонтьев и Моисеенко, академические стипендиаты, на которых возлагались большие надежды, были полностью освобождены от воинской повинности, но оба сделали единственно возможный для них в то время выбор: вместо защиты диплома, в июле 1941 года они записались добровольцами в народное ополчение. В памятный день в Академии собралась большая группа студентов - будущие историки, художники, музыканты, - все, кого лозунг «Ленинград в опасности!» тоже не оставил равнодушным. Оттуда все отправились сначала в ополчение, а потом на фронт. Рядовой 4-й Добровольческой дивизии, Леонтьев участвовал в строительстве оборонительных укреплений вокруг Ленинграда. Ополченцы рыли землю, сооружая противотанковые рвы и доты. После тяжёлых боёв под Нарвой и Кенигсбергом какой-то полковник взялся вывести их из окружения. И так случилось, что вывел необученных солдат прямо к немцам. Так Леонтьев попал в плен, и вскоре оказался в Германии. Неоднократные попытки бегства всякий раз заканчивались облавами и жестокими расправами. Наконец, его отдали в бесплатные рабы на немецкий хутор, где он находился до прихода частей Красной Армии.
Это было тяжёлое время и для жены Леонтьева, Татьяны: в ноябре 1941 года в Анапе родился сын Владик. Она пережила девять месяцев оккупации и невозможность ничего узнать о судьбе мужа.
Освободившись из плена, Леонтьев до октября 1945 года служил в 128-ом отдельном батальоне связи 24-ой Армии Белорусского фронта, и всё это время пытался связаться с близкими. Он считался без вести пропавшим. Наконец, Валентин воссоединился с семьёй, тогда и появился замечательный портрет сына, который художник написал в один день - «Владик. Встреча с сыном». Дипломная работы Леонтьева за годы войны была утрачена. Написав под руководством Б.В. Иогансона и В.А. Серова новую большую картину «Встреча победителей» (280х350), Валентин в 1947 году защитил диплом. Высокая комиссия оценила дипломную работу Леонтьева как несомненную удачу. Ему и Евсею Моисеенко была выделена государственная субсидия, дающая возможность какое-то время безбедно заниматься свободным творчеством. 
Уже первые произведения Леонтьева ( «Сын», «Нева» - 1946, «В гавани» - 1947) были настолько зрелыми, что получение диплома по времени почти совпало с вступлением его в Союз художников (1947). Вскоре В.Н. Леонтьев начал преподавать в Чебоксарском художественном училище и много писал. Среди его работ большие холсты «Выходной день в Чувашии», «Волга у Чебоксар» - 1950.

В 1951 году семья переехала в Ярославль. Татьяна занималась научной работой, заботилась о пополнении коллекции художественного музея. Валентин стал преподавать в родном училище и участвовать в выставках. Внезапно от тяжёлой болезни умер их единственный сын, лишь недавно ставший студентом педагогического института. Родители были буквально сломлены. Вскоре семья взяла на воспитание мальчика из подмосковного детского дома. Серёжа был не очень здоров, но Леонтьевы сделали всё, чтобы поставить приёмного сына на ноги.

Живописец и талантливый педагог, Валентин Николаевич Леонтьев за время своей 35-летней творческой и педагогической деятельности создал сотни наполненных поэзией полотен, отразивших его любовь к родному краю, воспитал сотни учеников, с которыми разделял их успехи и неудачи, помогал обрести веру в себя и справляться со всеми сложностями овладения профессией. И сам всегда был для них примером. Талантливый колорист, он писал всегда много и с удовольствием: в Доме творчества, на даче или вместе с учащимися на ежегодной летней практике. Эти натурные этюды в мастерской после длительной работы превращались в прекрасные жанровые картины, наполненные глубоким содержанием ( «Стройкам коммунизма» - 1951, «Южный базар» - 1956, «Ярославль» - 1959, «Зимой на Волге» - 1963, «Траурный день» - 1970). В них, даже приуроченным порой к очередным партийным датам, главным всегда был человек созидающий, человек-творец.
В Ярославле пейзажный жанр всегда был приоритетным, и постепенно Леонтьев стал всё больше отходить от больших тематических полотен, но и в простых этюдах, таких как «Конец лета» (1956), «Утро. Ярославль» (1967), «Васильки на пианино» (1967), «Первая зелень» (1968), «Зимка. Старый Ярославль» (1976) Леонтьев ставил перед собой и успешно решал сложные творческие задачи.
В 1973 году В.Н. Леонтьеву было присвоено Почётное звание «Заслуженный работник культуры РСФСР». В течение пяти лет он возглавлял областную организацию Союза художников, участвовал в работе съездов СХ России и СХ СССР, был членом областного и зонального выставкомов. Несмотря на мягкость и тактичность, в принципиальных вопросах Валентин Николаевич мог проявить твёрдость и требовательность, поэтому так авторитетно было его мнение для коллег по искусству.
Коллеги вспоминают Валентина Николаевича как непревзойдённого мастера начала картины. Сначала он заливал холст локальным нежным цветом, схватывал почти неуловимое настроение натуры, и лишь затем переходил к прорисовке деталей. В результате рождались реалистические по форме и содержанию, трепетно-романтические по духу полотна.
Умер В.Н. Леонтьев 7 января 1984 года, вскоре после второй своей большой персональной выставки, с успехом прошедшей в выставочных залах Союза художников, отразившей творческий рост и широту интересов этого замечательного живописца. Выставка, организованная в честь его 70-летия, собрала тогда множество поклонников его таланта.
Глубоко интеллигентный, тихий, вдумчивый и бесконфликтный человек неординарного дарования, художник «милостью Божьей», - так говорят о нём буквально все его друзья. И когда я прошу кого-нибудь из них рассказать о Валентине Николаевиче, вижу, как неизменно теплеют их лица.

Галерея работ

Наверх