Лобода Ю.Д. (1956-2006) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Лобода Ю.Д. (1956-2006)

Биография

 

Юрий Дмитриевич Лобода (12.04.1956 - 2006) - график, иконописец.
Член Союза художников России (1993).
Родился в Ярославле. В 1980 году окончил Ярославское художественное училище.
Участвовал в областных, региональных и республиканских выставках, в Международной выставке «Православная книга и современное церковное искусство», Москва (1997).
Реставрировал и писал иконы для многих церквей Ярославля: храма св. Михаила Архангела, Федоровского собора, церкви Николы Мокрого, Тихвинской Богоматери и других.
Персональная/мемориальная выставка - Ярославль, выставочный зал ЯСХ (2006). 
Произведения находятся в музейных собраниях Ярославля, в православных храмах России, в российских и зарубежных частных коллекциях.

Публикации: «Влюбленный портретист Ярославля», «Северный край», 2006 г.

А. Соловьева, «Ярославля последний портрет: в Союзе художников открылась мемориальная выставка акварелей скоропостижно скончавшегося ярославского графика и иконописца Юрия Дмитриевича Лободы». // Золотое кольцо. - 2006. - 31 окт. (№ 203). - С. 5.

 

Вступительная статья к каталогу персональной/мемориальной выставки Ю. Д. Лободы 2006 года.
Надежда Мухина, кандидат искусствоведения.

Творчество Юрия Лободы прежде всего поражает цельностью мировосприятия художника.. Круг его вкусов, пристрастий, интересов был очень определён и прослеживается в его искусстве. Его привлекают архитектура древнего города с чудесными церквями и купеческими особняками, фресковые и иконописные шедевры, декоративное цветение изразцов и орнаментов в богатом прикладном наследии. Ясно, что мы имеем дело с художником, влюблённым в Ярославль.

Юрий Дмитриевич Лобода родился в 1956 году в Ярославле. Профессиональное образование получил в Ярославском художественном училище (1976-1980 гг.), которое стало хорошей учебной базой практически для всех современных художников Ярославля. После училища Ю. Лобода начинает работать в художественном фонде художником-оформителем, занимается проектировочными и оформительскими работами. Тогда же он выполняет и первые акварельные листы, которые становятся началом целой серии работ, посвящённых Ярославлю. Мастер отказывается от лёгкой, «поверхностной» «аля-примы» в пользу внимательных, пристальных, скрупулёзно «сделанных» «портретов» родного города. Он особенно хорош для художника зимой, когда сквозь причудливый узор обнажённых ветвей Лобода пишет основательную архитектуру ярославских церквей, именитые особняки, сохранившиеся до наших дней, набережную в лестницах и чугунной ограде. С не меньшей любовью и тщанием художник портретирует дома с резными наличниками из окрестных деревушек, спокойный изгиб реки, раскидистую иву в весенних подтаивающих снегах.

Участник региональных и республиканских выставок (1997 г. - Государственная Третьяковская галерея; 1999 г. - Всероссийская выставка в Костроме; 2000 г. - Всероссийская выставка в Москве, посвящённая 2000-летию Рождества Христова; 2002 г. - 1-2 выставка современного храмового искусства «Преображение» в Ярославле и многие другие). На выставках последних лет Ю.Д. Лобода чаще выставлялся в разделе иконописи.

К иконописи, как и многие другие иконописцы, Лобода приходит через реставрацию. Вполне естественно, что мастеру, который занимается реставрационными работами, не может не прийти мысль о создании новой иконы. Знания, полученные при изучении старых технологий, свойства и качества темперной живописи, позволяют иконописцу, начав с прямого копирования, постигая пластику, формы и образы древнерусского искусства, прийти к своему стилю письма, не отходя от канонов иконописания. Иконы Лободы отличаются детально прописанными задними фонами и орнаментами, в чём сказываются годы работы и мастерство художника-оформителя, и любовь к родному ярославскому XVII веку.

За последние десять лет художник выполнил ряд больших икон для действующих церквей Ярославля. Так, в иконостас церкви Михаила Архангела (XVII в.) в 1997 году он написал иконы «Благовещение», «Тайная Вечеря» и «Богоматерь Ярославская». В праздничном ряду иконостаса ярославского кафедрального Фёдоровского собора помещены две его иконы «Положение во гроб», «Воздвижение креста» и царские врата. Для небольшой крестильни, возведённой на территории комплекса того же собора в 2002 году, Лобода создал иконы «Богоматерь на престоле» «Спас на престоле», «Несение Креста», «Христос перед Каиафой», «Благовещение» и образы четырёх евангелистов для царских врат. Очень интересны здесь иконы святых равноапостольных княгини Ольги и князя Владимира. В этих работах отчётливо прослеживается стремление художника к историзму. Святые облачены в богато изукрашенные княжеские одежды, что рождает ощущение исторических портретов.

В 2004-2005 гг. художник работает над иконостасом храма Тихвинской иконы Богоматери (XVII в.). Образы Спасителя, Богоматери Пименовской, Тихвинской, святого преподобного Сергия Радонежского, святителя Николая Чудотворца уже освящены и находятся в храме. Сдержанные по колориту и широкие по письму работы воспринимаются под низкими сводами маленькой церкви как мощные незыблемые столпы православной веры.


Дом Общества врачей. 2006. Бумага, акварель. 38х47,5 см.
Заброшенный особняк. Дом Сорокина. 2004. Бумага, акварель. 39х48,6 см.
Март в городе. 2003. Бумага, акварель. 31х40 см.
Майское утро. Улица Собинова. 2004. Бумага, акварель. 28х37 см.
Мукомольный переулок. 2001. Бумага, акварель. 38х40 см.
На углу Большой Октябрьской. 2005. Бумага, акварель. 40х39 см.
Царские врата Фёдоровского собора в Ярославле. 2001.
Иконы Воскресение Христово и Богоматерь Благоуханный цвет. 2005-2006.
Заснеженный переулок. Из серии "Зима в старом городе". 1987. Бумага, акварель, карандаш. 32х44. ЯХМ.
Старая школа. 1984. Бумага, акварель, карандаш. 32х44. ЯХМ.

 

Галерея работ

Наверх