Новотельнов Ф.В. (1928-2013) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Новотельнов Ф.В. (1928-2013)

Биография

novotelnov f

Фёдор Вячеславович Новотельнов (08.07.1928 - 19.03.2013) - живописец, заслуженный художник Российской Федерации (1997), почётный член Российской академии художеств.
Родился в Великом Устюге Вологодской области.
Окончил Ярославское художественное училище (1950).
В 1951 г. начал работать в производственных мастерских Художественного фонда РСФСР.
С 1953 года постоянный участник всесоюзных и республиканских выставок, в том числе выставки «Большая Волга». Участвовал в международных выставках, в том числе, в Международном «Арт-салоне» в Великобритании (1973).
Член Союза художников с 1960 года. Дипломант Союза художников России (1997).
Медаль «Достойному» Российской академии художеств (2003).
Автор пейзажей «Старый Ярославль» (1963, ЯХМ), «Ярославль. Площадь Подбельского» (1963, Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), «Поречье-Рыбное» (1976, ГМЗ «Ростовский кремль»), графических работ (в техниках: ксилография, монотипия, офорт), в том числе: «В. Жуков» (1968), «Ростов Великий» (1969), «Автопортрет» (1972).
Также среди известных его произведений – «У кольца шинного завода» (1963), «Вокзал» (1970), «Борисоглебская архитектура» (1972), «Автопортрет» (1975), «Воспоминание о детстве» (1978).
Персональные выставки в Ярославле: 1979, 1988, 1998 и т.д.
Произведения художника находятся в музейных собраниях Ярославля и области, города Мурманска, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.

 

 

Искусствовед Н.В. Воинова о Ф.В. Новотельном:

"Фёдор Вячеславович Новотельнов - представитель старшего поколения современных художников России, один из корифеев искусства Ярославля, внёс ощутимый вклад в развитие культуры города.
Впервые я встретила художника в 1978 году, когда он был уже зрелым мастером, удостоенным чести проведения персональной выставки, приуроченной его пятидесятилетнему юбилею. Выставка произвела на меня очень сильное впечатление. Захотелось познакомиться с её автором. И такое знакомство состоялось. Сегодня я не помню, о чём мы с художником говорили, проходя по залам выставки, но по завершении беседы он подарил мне свой каталог с надписью: "Надежде – личному искусствоведу".

Фёдор Новотельнов всегда был, в моём восприятии, воплощением высокого уровня в искусстве, той личностью, которая, образно говоря, задаёт и другим высоту «планки». Человек смелый и знающий, что творчество – это поиск, сопряжённый с риском не найти свой путь в искусстве, он стал защитником для тех, кто был готов рисковать. Фёдор Вячеславович обладал в профессиональной среде большим авторитетом, его ценили и уважали, с его мнением считались.
Начало творческого пути художника совпало с переломным моментом в истории советского искусства. Тогда, на рубеже 1950-х – 1960-х годов на смену официозному пафосу «социалистического реализма» пришло новое направление, названное искусствознанием «суровым стилем». Произведения мастеров «сурового стиля», таких как В. Попков, Н. Андронов, П. Никонов, лишённые какой-либо фальши, привлекали внимание глубокой искренностью и жизненной правдой. Новое направление в искусстве, выразилось и в том, что художники стали осмыслять себя, свой труд как родственный труду людей других профессий. Философия «сурового стиля» пришлась по душе Фёдору Новотельнову. Он стал первым и единственным представителем этого направления в искусстве Ярославля. Среди наиболее ярких произведений художника периода «сурового стиля»: «У кольца шинного завода» (1963), «Вокзал» (1970), «Борисоглебская архитектура» (1972), «Автопортрет» (1975), «Воспоминание о детстве» (1978) и другие.
«Суровый стиль» не вытеснил из творчества Фёдора Новотельнова, но, как будто ещё больше обострил его лирические настроения. Полна поэзии и сокровенных личных переживаний моя любимая картина художника «Вечер на Трубеже» (1960) . Синее очарование её колорита - теплых, летних сумерек над маленькой речкой - завораживает, погружает в состояние умиротворенного созерцания. Всё здесь замерло, умолкло, и только неслышно плывут по воде волны от движений женщины, полощущей бельё…
Тонким лиризмом отмечено и полотно «Окно с пёстрыми занавесками» (1968) – один из лучших образцов интерьерного жанра в творчестве художника, где он щедро делится с нами своим чувством счастья. В этом и других лирических произведениях Фёдора Новотельнова: таких, как «Оттепель» (1959), «Галич» (1969), «Пруд в Иваньковском» (1985), «Лето» (1992) проявлен удивительный эффект присутствия зрителя в пространстве картины.
Такая редкая способность художника соединять воедино зрителя и картину, даёт пронзительно-материальное ощущение времени, когда всё, запечатлённое в прошлом, воспринимается как часть Настоящего".
(Для каталога персональной выставки в Ярославле, 2012 г.)

 

Наверх