Огарёва-Дарьина Г.П. (1923-1999) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Огарёва-Дарьина Г.П. (1923-1999)

Биография

Галина Петровна Огарёва-Дарьина (23.02.1923 - 12.02.1999) - живописец.
Заслуженный художник РСФСР (1970).
Член Союза художников России (1960).
В 1942 году окончила Ярославское художественное училище, училась в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии художеств СССР (1942-1945).
Автор пейзажей и тематических полотен, в том числе: «Жаворонки поют» (1959, ЯХМ), «Сотая весна» (1959, ЯХМ), «Старушки амбарушки» (1959—1964, ЯХМ), «Скоро весна» (1963, Астраханская картинная галерея им. Б.М. Кустодиева), «Ласточки» (1963, Екатеринбургский музей изобразительных искусств), «Треугольник с тёплыми словами» (1975, Рыбинский музей-заповедник).
С 1950-х годов участница областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок. 
Участница Международной выставки произведений советских художников в Венгрии (1984), выставки ярославских художников в Финляндии.
Персональные выставки: Ярославль (1968, 1970, 1978, 1987, 1995), Кострома (1968), Москва, Ульяновск, Киров (1970).
Произведения находятся в музейных собраниях Ярославля и области, Костромы, Плёса, Самары, Волгограда, Астрахани, Смоленска, Ставропольского края, Казани, Екатеринбурга, Саранска, Якутска, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.

Фото: Г.П. Огарёва-Дарьина и Г.А. Дарьин на этюдах в деревне Белкино. Конец 50-х годов.

 

Вступительная статья Е.Г. Дарьиной к каталогу персональной выставки «Заслуженный художник РСФСР Г.П. Огарёва-Дарьина», Ярославль, 1978. 

Галина Петровна Огарёва-Дарьина родилась в 1923 году в Ярославле, в семье педагогов. Отец, преподаватель литературы, часто ездил для собирания фольклора по Новгородской, Вологодской и Ярославской землям. Его учителем был А.И. Анисимов, знаток и собиратель древнерусского искусства, положивший своей коллекцией и своими исследованиями один из первых камней в фундамент науки об истоках нашего искусства. По его совету отец привозил красивое народное шитьё, плетенье и резьбу. Мать будущей художницы получила хорошее гуманитарное образование в Петербурге, на Высших женских Бестужевских курсах. Её внимательная доброта к людям и любовное отношение к природе являлись каждодневным примером, были нормой жизни семьи. Собранное отцом в книжном шкафу обрело благодаря ей силу, воздействующую и убеждающую как сама жизнь, ибо её собственная не являлась противоречием тем призывам, с которыми обращались к человечеству великие мыслители и художники. Так исподволь приходила мысль о неотъемлемости искусства духовного от материальной части жизни.
В 1938 году Огарёва поступает учиться в Ярославское художественное училище. Здесь овладевает она основами профессионального мастерства: мысль о точном рисунке, как основе живописи, прививает А.А. Грачёв, свою любовь к цвету передаёт Ю.М. Дружинина, уважение к традициям русского искусства внушает ученик В.А. Серова С.Ф. Шитов. Из-за семейных трудностей Академию художеств, куда Огарёва поступила в 1943 году, окончить не удалось. тем большее значение получила совместная в домах творчества работа с художниками, некоторые из которых стали единомышленниками и друзьями. особенно полезными оказались поездки с В.Ф. Стожаровым по Ярославской и Архангельской областям. В творчестве Огарёвой-Дарьиной мы видим черты общие для художников её поколения и черты бесспорно индивидуальные. Особенности этических представлений ищут у Огарёвой-Дарьиной своего эстетического выражения в подчёркивании средствами композиции, рисунка и живописи (особенностью её является орнаментально-графический характер, но не по цветовой ограниченности, а по качеству мазков-штрихов, словно бы вырезанных точной рукой гравёра) тех сторон в окружающих человека явлениях, в которых совершаются внешне бытовые, а по сути - извечные и значительные события человеческой жизни. «Сотая весна», «Жаворонки поют», «Весна-красна». Каждая из этих картин - это раздумье о жизни, выражение радостного итога этого раздумья, подчёркивание и утверждение светлого и оптимистического.
С годами несколько меняется представление о жизни. по отношению к которой художник не сторонний наблюдатель. Появляются особые свойства, которые обретает душа, только пройдя уже через все качества жизни. Сожаление о бывшем и ушедшем и радостное ожидание грядущего становятся как бы равноправными темами в картинах. Их диалектическое взаимопроникновение способствует усиленному звучанию каждой, но в конечном итоге ведёт к утверждению радостной стороны противоречния. Это уже не просто ничем не омрачённая радость, как будто бы ни за что, просто так разлившаяся над человеком и в нём самом ( «Скоро весна», «Ласточки», «Золотая рыбка», «Весна-красна»), а радость, купленная дорогой ценой; как способность воспринимать радость детей и внуков ( «Тёплый снег», «Песня старая», «Треугольник с тёплыми словами»). Новая, ещё не законченная серия картин «Прощай, деревня деревянная» также имеет своеёй целью дать повод задуматься о жизни, о новом и старом в ней, о прошлом, настоящем и будущем.

Наверх