Овсянников И.К. (1936-2019) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Овсянников И.К. (1936-2019)

Биография

ovsyannikov

Иван Карпович Овсянников  (25.01.1936 - 14.12.2019) - живописец.
Родился в Ярославле. В 1957 году окончил Ярославское художественное училище.
Член Союза художников России с 1971 года.
Автор портретов и тематических картин, в том числе, «Пионервожатая» (1970, Рыбинский музей-заповедник), «Групповой портрет работников Ярославского моторного завода» (1979, Ярославский ИАиХМЗ), «Старые дворы» (1989, Ярославский ИАиХМЗ).
Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных выставок.
В 2016 году награждён Серебряной медалью ВТОО «СХР».
Произведения И.К. Овсянникова находятся в музейных собраниях Ярославля, Ростова Великого, Рыбинска, Углича, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.
В 2021 году в Центральном выставочном зале ЯСХ прошла мемориальная выставка Ивана Овсянникова «Жизнь моя - живопись»

Публикации:

Текст буклета к мемориальной выставке И.К. Овсянникова (сентябрь 2021 г.). Автор - Н.В. Воинова.
До рождения художника его родители, а поженились они ещё до революции, в 1912 году, были зажиточными крестьянами Воронежской губернии. В годы коллективизации семью жестоко раскулачили. Отца забрали на строительство Беломорканала «заключённым каналоармейцем» (зэк), а мать с пятью детьми и семьи братьев мужа бежали от голода в Ярославль. Со строительства Беломорканала отец приехал в Ярославль в 1935 году. 25 января 1936 года у супругов Карпа Павловича и Марии Петровны Овсянниковых родился последний, шестой ребенок – сын Иван.
После окончания школы-семилетки, обнаружив в себе сильную тягу к искусству, Иван Овсянников поступил в Ярославское художественное училище, где его педагогами были: Михаил Александрович Кичигин - ученик В.А. Серова и К.А. Коровина, Юзефа Михайловна Дружинина – ученица А.А. Осмёркина и Геннадий Александрович Дарьин – ученик одного из ведущих представителей социалистического реализма в живописи Б.В. Иогансона. Окончил училище в 1957 году с квалификацией учителя рисования и черчения средней школы. Дипломной работой была тематическая картина «Суд».
Время окончания училища было отмечено значительными событиями в художественной жизни нашей страны, она заметно активизировалась. Так, на самом высоком партийно-правительственном уровне, прошел в начале 1957 года первый Всесоюзный съезд советских художников, подтвердивший значение для советского искусства метода социалистического реализма. В принятой съездом резолюции говорилось о необходимости для художников отображать жизнь с позиций коммунистической идеологии, раскрывая её сущность, воспевать трудовой героизм и красоту простого человека и тем участвовать в благородном деле воспитания масс в духе коммунизма. Большую роль в решении поставленных съездом задач играл Художественный Фонд - общественная организация при Союзе художников, через которую осуществлялись заказы организаций и учреждений на создание произведений искусства и различные оформительские работы. Уровень профессиональной подготовки позволил Овсянникову стать членом Художественного Фонда. В 1959 году он был принят на работу в его Ярославское Отделение, где трудился в художественно-производственных мастерских.
В 1970 году, он участник уже очень многих выставок, необходимых для вступления в Союз художников, был принят в его ряды. О мастерстве, которого достиг к тому времени, можно судить по целому ряду произведений, таких как большеформатные полотна «Тополя» (1969), «Утро. Индустриальный пейзаж» (1969) и экспрессивный, жизнерадостный портрет «Пионервожатая» (1970) из собрания Рыбинского музея-заповедника.
В 1972 году художник получил персональную мастерскую, а с ней - хорошие условия для творческой работы, в которой большое внимание уделял портретной живописи. Особенно его вдохновляли люди, чей труд был связан с ярославскими промышленными предприятиями. Так, была создана им серия портретов «Лучшие люди моторного завода». В неё вошли: «Портрет В. Н. Бардонова В.Н., моториста-испытателя», 1976 (Собрание Ярославского художественного музея); «Групповой портрет Лауреатов Государственной премии, мотористов-испытателей В.Н. Терехова, В.А. Смирнова, Ю.В. Шалайкина», 1978; «Портрет Героя Социалистического Труда, мастера кузнечного цеха В.П. Комарова», 1983 и другие.
В создании портретов Иван Карпович убедительно показал свое умение рисовать, достоверно передавать внешнее и психологическое сходство портретов с теми, кто ему позировал. Иногда он писал портреты в интерьере своей мастерской. Одна из таких работ - «Портрет Ю.Д. Маркова» (1987). В нём всё свидетельствует о любви художника к своему творческому труду, опорой которому была его увлечённость историей мирового искусства и глубокое её понимание. И это была благодарная любовь к старым мастерам живописи, восхищение их творениями. И как мастерски сам он запечатлел в этом портрете, висящие на стене мастерской репродукции с картин Джорджоне, Сурикова, Гойи!
В мастерской художника всегда было много книг и журналов по изобразительному искусству. Читая их, он занимался саморазвитием и самовоспитанием и стал тем, про кого можно сказать: он сам по себе. В ближний круг его профессионального общения в разное время входили ярославские художники: педагог и блистательный портретист Борис Ефремов; тонкий живописец, мастер предельных цветовых отношений Вячеслав Шепелёв, художник-визионер Владимир Затучный. С ними он мог обсуждать волнующие его вопросы, связанные с художественным творчеством. А в дальнем кругу были мастера, которых он знал только по их произведениям. Из них, по-видимому, самое заметное влияние оказал на Ивана Овсянникова Пётр Петрович Кончаловский, его пейзажная живопись, в том числе работы, в которых главенствующее положение занимают изображения деревьев. Глубокий философский смысл сокрыт и у Овсянникова в его пейзажах с деревьями. Примерами могут служить произведения из собрания Ярославского художественного музея: «Первый снег» (1977), «Лето» (1987), «Старые дворы» (1989), где неприметные задворки и окраины города преобразованы средствами живописи в нечто высокохудожественное, непреходящее. Живописной выразительностью отмечены и многочисленные натурные пейзажные этюды художника. Он очень любил писать архитектурные памятники и старинные церкви Ярославля. Возможностью решать интересные живописно-пластические задачи привлекал Ивана Карповича и жанр натюрморта. В композиции натюрмортов часто включал самовары, писать которые умел очень выразительно.
Творчество Ивана Карповича Овсянникова – часть истории отечественного искусства, и в большей степени - искусства советской эпохи. Ценность его творчества в том, что в нём достоверно, без интеллектуального высокомерия и ограничительных умозрительных выводов, объективно и с большой любовью представлено всё, что интересовало, увлекало художника, что было частью его жизни.
Надежда Воинова, искусствовед.

 

 

Наверх