Шепелёв В.В. (1924-1992) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Шепелёв В.В. (1924-1992)

Биография

Вячеслав Васильевич Шепелёв (29.01.1924 - 9.04.1992) - живописец.
Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 г.г. Награждён медалью «За отвагу», юбилейными памятными медалями.
Оформил выставку «Боевой путь III-го Белорусского фронта», Восточная Пруссия (1945).
Член Союза художников СССР (1958).

Родился в Ярославле. Учился в Ярославском художественном училище (1939-1941); в Ленинградском высшем художественно-промышленном училище им. В.И. Мухиной (1949).
Создатель целой галереи портретов, в том числе: «Художница Татьяна Майкова» (1957, ЯХМ), «Скульптор А.В. Кикин» (1958, ЯХМ), «Художник Аршакуни» (1962, Томский областной художественный музей), а также пейзажей и натюрмортов.
Участник областных, межобластных, зональных, республиканских и всесоюзных и зарубежных (Франция, Польша); международной молодёжной выставки (1957).
Персональные выставки - Ярославль (1986, 1994, мемориальная 2009).
Произведения находятся в музейных собраниях Ярославля и области, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.

 

Публикации: 

Статья искусствоведа Надежды Воиновой в альбоме мемориальной выставки В.В. Шепелёва, прошедшей в ЯО СХ в 2009 г.

Заметный вклад в изобразительное искусство Ярославля второй половины XX столетия внесли ветераны Великой Отечественной войны. Среди них одной из самых значимых творческих личностей был и остается Вячеслав Васильевич Шепелёв.
Это о таких художниках говорят: живописец милостью Божьей. Действительно, Шепелёв обладал редким, даже среди художников, даром и способностью видеть окружающий мир как многоцветную палитру, где всё сущее – волнующий красочный танец. Кажется, что и мыслил он категориями живописи. Неуёмный темперамент увлекал художника на путь предельных цветовых отношений. Широтой их диапазона и плотной, динамичной пластикой мазка достигал полнокровности и острой психологической выразительности натуры. Совершенно очевидно, что получалось это у него спонтанно, благодаря абсолютному живописному слуху.
Лучшие картины Вячеслава Васильевича: «Портрет художницы Татьяны Майковой» (1958), «Пчеловод» (1960), «Натюрморт на красной скатерти» (1966), портреты пианистки Нэдды Аязян и другие выдержат соседство с полотнами признанных виртуозов русской живописи, таких как К. Коровин, Ф. Малявин, В. Гаврилов, и украсят любые музейные и частные коллекции.
Вячеслав Васильевич не мог не осознавать, как много дано ему от природы, и тяготился недостатком образования. Ведь только до третьего курса (с 1939-го по 1941-й) занимался он в Ярославском художественном училище. Уже после войны, в 1949-м пытался поступить в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, но не прошел по конкурсу. Тогда сдал экзамены в Высшее Ленинградское художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной и был зачислен на 4-й курс. Но учился там совсем недолго. Открывшиеся раны вынудили его вернуться в Ярославль и лечь в госпиталь.
Драматично складывалась судьба Шепелёва и в дальнейшем. Когда мы познакомились в середине 1970-х, он с трудом ходил в мастерскую, зачастую работал дома, в небольшой комнате коммунальной квартиры.
В последние годы жизни, тяжело больным все чаще вспоминал военные годы, свой танк «Т-34», 1-й Украинский фронт, первый бой под Белой Церковью. Размышлял над странным сочетанием своего имени Вячеслав и названий тех мест, где получил ранения. Первое – в январе 1944-го у деревни Владиславчик Винницкой области, второе – тяжёлое – в марте, в боях за город Станислав, после чего изнурительно долго лечился. Образным воплощением важных страниц биографии художника стал его триптих «Мой танковый шлем» (1985), который он задумал и осуществил в то время, когда болезнь забирала верх и в итоге его обездвижила, приковала к постели. Картины триптиха: «Два училища – художественное и танковое» (Х., м. 120х100), «Я командир танка Т-34» (Х., м. 250х250) и «Память о первом ранении» (Х., м. 100х60) для нас, живущих сегодня, звучат как пример мужества художника и гражданина, ценою жестоких потерь сумевшего пройти многие испытания.
Он смог преодолеть всё, что посылала ему судьба, и сделать главное дело художника – выразить себя, своё время, свой уникальный мир. Главное дело – своё искусство - Вячеслав Васильевич Шепелёв сделал ярким и незабываемым.

 

Наверх