Завьялова Р.Д. (1953-2006) - Ярославское областное отделение Всероссийской творческой общественной организации «Союз художников России»

Завьялова Р.Д. (1953-2006)

Биография

Раиса Дмитриевна Завьялова (18.05.1953 – 16.03.2006) - скульптор, художник ДПИ (керамика).
Член Союза художников России (1993).
Родилась в городе Слониме Гродненской области Белорусской ССР. Окончила отделение керамики Абрамцевского ХПУ (1977). Сотрудник научно-исследовательской лаборатории по развитию художественных промыслов (1977 - 1978, г. Калинин (Тверь).
Вместе с коллективом авторов работала над оформлением Театра юного зрителя, Дворца бракосочетаний и других общественных зданий Ярославля (1981 - 1987). Руководитель мастер-класса техники лепки в Народной школе искусств (1990, г. Кассель, Германия). Член и участник выставок Творческого клуба «Коло» (1994 - 2002, Ярославль).
Участница областных, республиканских, всесоюзных, зарубежных (Германия) выставок; Международного пленэра: Кассель (Германия, 1990); Международной выставки: Ярославль, Москва (1997). Персональные выставки: Москва (1994) (совместно с А. Аверьяновым), Ярославль (1992, 1996).
Произведения находятся в собраниях ЯХМ, Рыбинского ИАиХМЗ, во многих российских и зарубежных (Австрия, Германия, Швейцария и др.) частных коллекциях.

Участие в выставках:
С 1979 г. - участие в областных художественных выставках.
1981  - Всероссийская выставка «По родной стране». Москва.
1981 - Всесоюзная выставка «Молодость страны». Москва.
1981 - Всесоюзная выставка «Художники - народу». Москва.
1983 - Всероссийская выставка «Скульптура малых форм». Москва.
1985 - Всероссийская выставка «Мир отстояли, мир сохраним». Москва.
1987 - Групповая выставка «Керамисты Ярославля». Ярославль, художественный музей.
1990 - VII Региональная выставка «Художники центральных областей России». Владимир.
1991 - Групповая выставка «Метафорическая экзотика» (Р. Завьялова, Е. Овсянникова), Ярославль, галерея «Арс - Форум».
1992 - Персональная выставка. Ярославль, ЯСХ.
1993 - Российская выставка «Тенденция». Москва, галерея «Сарт».
1993 - Выставка «Натура - 2». Ярославль, галерея «Арс - Форум».
1994 - Групповая выставка: Р. Завьялова, А. Аверьянов. Москва, ЦДХ.
1994 - 1995 - Выставка работ Творческого клуба «Коло». Ярославль.
1996 - Персональная выставка «Символы веры». Ярославль, художественный музей.
1997, 2000 - Международные выставки «Эмаль. Текстиль. Керамика». Москва, Ярославль.
1999 - Групповая выставка: Р. Завьялова, Е. Ширяева, И. Бухаров. Ярославль, Городской выставочный зал им. Н.А. Нужина.
2002 - Выставка керамики. Ярославль, Городской выставочный зал им. Н.А. Нужина.
2003 - Выставка «Город молодых-4». Ярославль, галерея «Арс - Форум».
2004 - Всероссийская выставка «Россия». Москва.
2009 - Мемориальная выставка. Ярославль, ЯСХ.

Публикации:
Статья искусствоведа Надежды Воиновой для каталога мемориальной выставки Раисы Завьяловой. 2009 год.

С Раисой Завьяловой я сблизилась в 1980-е годы, когда по долгу службы мне приходилось часто бывать в Доме художника (на Лисицына, 5), где у неё была творческая мастерская. Начавшаяся в стране в середине 80-х Перестройка затронула и художников. Тогда Рае пришлось освободить свою скульптурную мастерскую. Она дважды переезжала в другие помещения Дома художника, расположенные на верхних этажах здания и не подходящие для занятий скульптурой. Меня удивляло, как спокойно и с достоинством принимала она всё происходящее и продолжала работать. Не помню, чтобы жаловалась на свою судьбу и жизненные обстоятельства.
Особенно памятна мне её последняя мастерская, где она уже не только работала, но и жила, в которой росла и её дочка. Комната была обставлена самыми необходимыми предметами, собранными ею где-то по случаю. Крыша над мастерской протекала (особенно по весне), и тогда Рае приходилось подставлять под протечки вёдра и тазики.
И все-таки я любила приходить туда. Было в атмосфере этой мастерской что-то притягательное, что превосходило нищету обстановки. Запомнилось обилие комнатных цветов, кошечка, уютно спящая на постели, и очень красивая, какой-то нездешней красотой, жизнерадостная и подвижная девочка, которая не могла усидеть на месте – и пока я общались с Раей - то прибегала в комнату, то опять убегала.
По-женски я сочувствовала Рае, оказавшейся в тяжёлом материальном положении, вынужденной ютиться в мастерской, а своё благоустроенное жилье сдавать квартирантам и таким образом кормиться и сводить концы с концами. Ей, конечно, виду не показывала. В этом и необходимости не было. Ведь сама она принимала всё, так как есть: жила настоящим. И своё восхищение Раей - как матерью, и как художником держала глубоко в сердце, надеясь, что ещё будет время и повод сказать ей о своих чувствах.
Её преждевременный уход из жизни стал для меня большим потрясением. Много вопросов поставила передо мной судьба художника. И где искать корни этой судьбы? Я часто думаю о Рае, пытаясь хоть что-то понять в загадке её уникального таланта скульптора. И почему она прошла по жизни, как бы незамеченной?
Нельзя научиться тому, что сделала Раиса Завьялова в искусстве как скульптор. Недостаточно и, наверное, неправильно будет сказать и то, что она создала свой неповторимый стиль. Когда смотришь на её «толстушек», в которых авторство Завьяловой узнаётся сразу и неоспоримо, понимаешь что эти «большие формы» уже были…
И были они изначально, как воплощение глубоко сокровенных, самых насущных для мира любви сил и энергий – материнства и плодородия, внутреннего движения и роста. Это глубинное, первородное, вечное и удалось ей, каким-то непостижимым чудом, выразить в своих скульптурных образах – абсолютно свободных, самодостаточно-радостных, безгранично искренних и спонтанных - как животворящая природа, как сама жизнь.

Фото работ:  1) Портрет Агнессы. Шамот, лепка. ЯХМ.
2) Женская фигура. 1980-е. Гипс, тонировка.
3) Экстаз. 1992. Известняк.
4) Фигуры. 1996. Мрамор, высекание.
5) Испуг. Год петуха. 1993. Мрамор, высекание.
6) Диптих «Новобрачные». 1979. Терракота. ЯХМ.
7) Лена. 1986. Шамот, лепка, окраска, темперой, восковое покрытие. ЯХМ.
8) Муза с лирой. Триптих «Музы». 1980. Шамот, лепка, покрытие воском. ЯХМ.
9) Муза с вазой. Триптих «Музы». 1980. Шамот, лепка, покрытие воском. ЯХМ.
10) Декоративная тарель. Диптих «Начало». 1983. Терракота, лепка, напыление. ЯХМ.
11) Из серии «Ритуальные танцы». Отдых. 1994. Глина. 
12) Сельская вечеринка. 1989. Шамот, дерево, лепка, роспись темперой. ЯХМ.
13) Сидящая. 1990-е. Мрамор.

 

Галерея работ

Наверх