Михаил Николаевич Кораблёв - художник-график, педагог.
Родился 25 мая 1954 года в Рыбинске Ярославской области.
Окончил Ярославское художественное училище (1977), графический факультет Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова (1984).
Преподавал в ЯХУ (1984 - 2002 гг.)
Член Союза художников России с 1989 г.
Награды
2007 Заслуженный художник РФ.
2001 Лауреат областной премии им. А.Е. Опекушина 1-й степени за цикл графических работ «Провинциальные мотивы».
2011 Премия мэра Ярославля в области изобразительного искусства.
2012 Золотая медаль Творческого Союза художников России.
2018 Диплом ВТОО СХР.
2023 Серебряная медаль «Достойному» Российской академии художеств за цикл работ «Провинциальные мотивы» 2020-2022 гг.
Участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных (Франция, Германия, Португалия, Великобритания и т.д.) выставок.
Некоторые персональные выставки:
2010, 2016 Галерея «Классика», Иваново.
2004, 2008, 2012 Галерея «Красный мост», Вологда.
2014 Юбилейная выставка в Центральном выставочном зале Ярославского Союза художников.
2016 Фестиваль «ART NON - STOP», Ярославский художественный музей.
В 2019 г. произведения М.Н. Кораблёва экспонировались на XII межрегиональной выставке «Художники Центральных областей России» (Липецк) и на XIII Всероссийской художественной выставке «Россия»(ЦДХ, Москва).
2020 «Провинциальный мотив», выставка в галерее «Красный мост» (Вологда).
Произведения находятся в музейных собраниях Ярославля, Углича, Вологды, Плёса, во многих российских и зарубежных частных коллекциях.
О художнике
Мир созданных Михаилом Кораблёвым за два десятилетия художественных образов обладает своей внутренней культурой, особой поэтической интонацией. Видение художника, его отношение к целостности бытия отличаются завидным постоянством. Оно определяется и в отношении графика к культурным традициям, к самому творческому процессу, к кругу его человеческих и художественных привязанностей с возвращением его к любимым мотивам и сюжетам.
Развитие творчества мастера происходит логично и последовательно. М. Кораблёв, начиная свою деятельность как художник-график, усвоил изначально для себя основное правило, сформулированное его любимыми блестящими мастерами русской графической школы: В. Фаворским, Д. Митрохиным, П. Митуричем, Ю. Васнецовым. Они утверждали, что рисунок является основой всего изобразительного искусства, всех его видов. Рисунок с натуры не только способствует росту и совершенствованию мастерства художника, но позволяет познать окружающий мир.
Художник в рисунках постепенно расковывается. Меняется его мироощущение - от спокойного созерцательного до проникновенного личностного - к природе, жизни. У М. Кораблёва вырабатывается свой графический стиль, собственный характерный почерк. В листах с изображением интерьера мастерской, цветов на подоконнике, рисунок у художника приобретает живой, эмоциональный характер. Раскрытие глубины образа в них, его чувственного начала достигается выразительностью исполнения графиком самого штрихового рисунка черной тушью. М. Кораблёв свободными, быстрыми штрихами пера, меняющими тон и темп: то плотные, глубинно-черные, сливаемые в единое теневое пятно, то легкие, как бы разряженные светлым фоном бумаги — в совокупности создают живописно-пространственную среду в рисунке.
Тяготение к цветоносности рисунка определило дальнейшее увлечение художника — работу с цветными карандашами. Но, как ни странно цвет в большинстве этих листов не является доминирующим. Основой конструкции по-прежнему остается рисунок, не случайно в нем цветными карандашами штрих воспринимается как штрих резца. Не поэтому ли эти рисунки более сдержанны в выражении авторских чувств? Художник как бы фиксирует в цвете свои впечатления от увиденных в творческих поездках скромных уголков провинциальных старинных городов.
Работа на пленэре гуашью, пастелью, акварелью дала возможность мастеру наиболее полно раскрыть в пейзажах своё философское и поэтическое отношение к миру природы, к жизни человека.
Скромный мотив в его листах наполняется глубоким внутренним смыслом, а найденное цветовое решение ещё более усиливает содержательное, образное начало. Тонкие по настроению листы Кораблёва, несмотря на малый размер, приобретают черты монументальности: художник в них стремится к обобщению самой формы.
В его пейзажах дома зачастую воспринимаются как нечто одушевленное. Они, сливаясь с окружающим ландшафтом, становятся его неотъемлемой частью, частью единого целого мира, облюбованного и обжитого человеком. Пространство в них то выстраивается художником на чередовании планов (и при этом дом на первом плане приобретает своё «лицо»), то уходит в глубь листа. У М. Кораблёва колористическое решение строится на градациях тональных отношений цветов или на контрасте холодных и теплых тонов. Художник порой подчеркивает абрис формы линией, как бы дорисовывает её.
М. Кораблёв в последнее время в рисунках делает акцент на живописно-пластическую характеристику образов. При этом он усложняет как композиционно-пространственные, так и цветовые задачи.
Сегодня можно отметить качественно новый подход художника в воплощении натурного мотива. Цвет в его листах всё настойчивее захватывает первенство и усиливает экспрессивность его живописного метода, эмоционально насыщая созданный им художественный образ.
Галина Дементьева, искусствовед.
Публикации:
Маэстро графики: Михаил Кораблёв
Выставка Михаила Кораблёва в Ярославском художественном музее