Юрий Павлович Козлов - художник ДПИ (керамика, интерьер), монументалист.
Родился 28 декабря 1946 года в г. Немане Калининградской области.
В 1966 году окончил Ярославское художественное училище.
В 1971 году – Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (отделение интерьера).
С 1986 года является членом Союза художников России.
Заслуженный художник России.
Юрий Павлович Козлов - участник областных, региональных, республиканских, всесоюзных выставок.
Участвовал в создании экспозиций Ярославского музея-заповедника (1980), Музея боевой славы (1985), реконструкции театра им. Ф. Волкова (1998-2000) Среди работ художника - интерьеры ресторанов «Звёздный» (1985), «Которосль» (1990), «Северный», «Волга», «Заволжский (1992). Произведения находятся в собрании Ярославского художественного музея.
2018 Диплом ВТОО СХР.
2023 Благодарственное письмо муниципалитета города Ярославля – За многолетний добросовестный труд, активную творческую деятельность и личный вклад в развитие искусства в городе Ярославле
Публикации:
Из вступительных статей искусствоведа Надежды Воиновой для каталога персональной выставки Ю.П.Козлова. 2002 г..
и для альбома персональной выставки 2011 года.
"На моем искусствоведческом "горизонте" ярославский художник Юрий Павлович Козлов появился в самом начале 1970-х годов, когда он, выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной, приехал в Ярославль и стал активным участником художественных выставок.
В нашем городе он был тогда одним из первых профессиональных художников по интерьеру и своей работой подтверждал справедливое суждение о том, что лучшие выпускники его Alma Mater умеют все. Здесь мне хотелось бы прервать ненадолго рассказ о художнике и совершить экскурс в годы его детства и юности.
Родился Юрий Павлович в 1946 году в городе Немане Кенигсбергской (ныне Калининградской) области, где его родители временно работали. В 1947-м они с маленьким Юрой вернулись на родину в Вологодскую область, в город Устюжну.
Какой была тогда Устюжна, представить несложно: похожей на множество других провинциальных русских городов и непохожей на них. Своё лицо имел город. Тринадцать божьих храмов были расположены на его улицах и по берегам рек Мологи, Ижины, Ворожи.
Предки Юрия и по отцовской, и по материнской линии были известными и уважаемыми в Устюжне людьми. Прадед служил начальником почты, дед – священником одного из приходов. Память о другом деде по сей день хранит название Козлов мост.
Впечатления детства, как известно, становятся значимыми на всю жизнь. Потому-то, став художником, Юрий Козлов будет вновь и вновь воскрешать в памяти свои детские впечатления, и образ родного города займёт достойное место в его творчестве. Несуетный уклад провинциальной жизни сформировал и его характер. Он, казалось бы, никуда не спешил, но всегда успевал сделать то, что задумал. Так, в 1961 году в возрасте 14 лет поступил в Ярославское художественное училище, которое успешно закончил, выполнив дипломную картину на "отлично". В 1966 году, получив диплом, сразу поехал в Ленинград поступать в высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной. Конкурс был нешуточным, но Юрий Козлов блестяще прошёл вступительные испытания, став третьем по рейтингу оценок среди абитуриентов, зачисленных на первый курс престижного училища (бывшего училища барона Штиглица). Пять лет молодой и увлечённой творчеством жизни в Питере увенчались успехом. Тема же дипломной работы была в духе романтики того времени. Называлась она "Жильё для Крайнего Севера". Идея освоения и обустройства новых, мало приспособленных для некоренных народов земель увлекала тогдашнее общество.
Не мог не увлечься предложенной к разработке темой и Юрий Козлов. В проекте города Крайнего Севера, созданного в чертежах и макетах, было всё, что нужно человеку, чтобы достойно жить и работать. Это был город мечты, которая намного опережала реальную действительность.
У мечты есть крылья, а реальность, с которой столкнулся Юрий Козлов, вернувшись в Ярославль, была, как водится, прагматична.
Первыми производственными заданиями, выполненными художником в Ярославле, были праздничные оформления улиц и площадей города. Эту работу Юрий Козлов осуществлял от проекта до исполнения. Сохранившиеся в его личном архиве фотографии праздничного города, воспринимаются сегодня как интересные свидетельства эстетических пристрастий, ушедшей в прошлое советской эпохи.
Несколько лет плодотворного сотрудничества связывали молодого специалиста с Ярославским историко-архитектурным музеем-заповедником и Музеем боевой славы, где ему поручили создание новых экспозиций. Каждый музей – это особый мир, особая среда, где "обитают" материальные, исторические, художественные и мемориальные ценности, и здесь особенно важна грамотная расстановка акцентов, приоритетов и взаимосвязей. Поэтому создание новой экспозиции каждый раз означало решение новой задачи, состоявшей, прежде всего, в том, чтобы и экспонатам, и посетителям музея было максимально комфортно в пространстве музейных залов.
Многие годы трудился художник над интерьерами ярославских кафе, ресторанов, отделений телеграфа. Эта работа включала в себя исполнение всего того, чем, по замыслу автора, необходимо было эти интерьеры наполнить. Так, решая дизайнерские задачи, развивался он и как мастер искусства декоративно-прикладного. Его керамические пласты, витражи, светильники, панно с росписью кобальтом привносили в общественные здания индивидуальность, способствовали запоминанию их интерьеров как эстетических образов.
Дизайн интерьера "живёт" в своём времени, и век его недолгий. Новые технические возможности диктуют новый стиль и новые творческие решения. Но произведения декоративно-прикладного искусства, которые были выполнены для этих интерьеров, сохраняют свою самостоятельную ценность, став уже историей искусства. Их высокая оценка – участие художника во многих самых престижных выставках, приобретение его произведений в музейные собрания.
Для Юрия Козлова, как художника по интерьеру, идеалом и образцом совершенства всегда был и остается русский православный храм, его внутреннее убранство. Под обаянием этой темы был выполнен им парадный вестибюль госпиталя ветеранов Великой Отечественной войны в Ярославле. Высокие красочные витражи, огромная, подобная церковному паникадилу, многоярусная люстра подчеркнули воздушность пространства вестибюля, придали ему неповторимую атмосферу торжественного умиротворения.
Был у художника и опыт работы в технике монументальной живописи. Первый – в 1977 году, когда сделал росписи стен трапезной и домовой церкви Ярославского Епархиального управления. Затем совместно с Николаем Александровичем Мухиным расписывал Введенский храм в Толгском монастыре и церковь Рождества Богородицы близ города Ниигата в Японии.
В будущем художник по интерьеру хотел бы вернуться и к занятиям станковой живописью, которой всегда посвящал своё "свободное" время (особенно в 70-е годы), создавая интересные портреты близких, друзей и знакомых. Среди них люди, профессиональное мастерство которых его восхищало: актриса театра им.Волкова Н.И. Терентьева, хирург В.В. Голубев".
"В конце 1990-х Юрий Козлов начнёт крупный проект по реконструкции театра имени Федора Волкова, над которым будет работать более десяти лет. И хотя проект не был осуществлен в полном объеме, многое сделать удалось. Сегодня публике, приходящей в театр уже привычно то, что привнесено в его убранство художником. В зрительном зале – это цветовое и световое решение (люстры, бра), резной портал сцены, пластика ярусов партера, бельэтажа и балконов (с индивидуальным для каждого яруса рисунком резьбы по дереву). Преобразились главное и боковые фойе, коридоры и лестница второго этажа. Частично исполнены работы по проекту реконструкции фасадов здания театра и примыкающей к нему площади.
Как у человека, активно практикующего в профессии, у Юрия Козлова есть своё видение того, что можно ещё добавить в дизайн пространства города в будущем. Интересный проект под названием «Сакральный план Ярославля» подготовил художник в канун 1000-летия города. В аннотации к плану автор констатировал огромный ущерб, нанесенный городу в 1918 году (во время мятежа) и в 1930-е годы, когда были разрушены многие градообразующие архитектурные ансамбли и культовые здания; и предложил «соорудить на местах разрушенных церквей и бывших погостов памятные символы древних захоронений, соорудить памятные часовни, что, несомненно, увеличит привлекательность города для горожан и туристов, а также восстановит сакральный план древнего города». Этот план и проекты памятных символов и часовен он представил на своей персональной выставке.
Юрий Козлов – художник универсальный, проявивший себя не только в дизайне, но и в других видах изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Он рисует, пишет в технике масляной живописи, увлекается фотографией, много работает с керамикой.
Удивил, порадовал и вдохновил меня художник произведениями евангельского цикла, впервые представленными им на суд зрителей. Казалось бы, что тут особенного - вечные темы Нового завета есть в творчестве и других современных авторов. Но как часто обращение к этим темам носит чисто конъюнктурный, заказной характер. Изменившиеся жизненные обстоятельства способствовали тому, что Юрий Козлов смог глубоко проникнуть в мир евангельских образов и произошло это через погружение его в свой внутренний мир.
Давно размышляет художник о глубинных смыслах христианских праздников, особенно двунадесятых, которые посвящены наиболее значимым событиям земной жизни Иисуса Христа и Богородицы и наделены в сознании верующих свойствами особого величия и торжественности. В иконостасах православных церквей иконы с двунадесятыми праздниками располагаются в ряду, который так и называется – праздничный. Он воплощает собой годичный (после Святой Пасхи) круг православного богослужения. И этому кругу подчинена вся жизнь человека…
«Всё возвращается на круги своя…». Только осознав сокровенный смысл этой библейской мудрости, которая выходит за пределы обыденного, привычного восприятия человека, можно увидеть в двунадесятых праздниках бездонную глубину Вечной жизни.
Осознанно, зрелым человеком и состоявшимся мастером обратился Юрий Козлов к евангельским темам. Для воплощения своих замыслов он освоил новую технику – резьбу по дереву. Композиции евангельского цикла выполнены в форме пластичных рельефов. Сначала художник лепит их из скульптурного пластилина: находит нужное композиционное решение, прорабатывает детали, подкрашивает их бронзой, что подчеркивает и прочность используемого материала. В свои изобразительные повествования он щедро вводит бытовые подробности, причудливые архитектурные формы и орнаменты. Это придает им жизненную достоверность и художественную завершённость. На следующем этапе «переносит» композиции в резьбу по дереву. Кропотливый труд резчика требует от него предельной точности и выверенности каждого движения резцом. Трудна для резьбы и древесина берёзы, с которой он любит работать.
Юрий Козлов создает свои композиции, не отступая от церковного канона. Интуитивно он обнаружил новые возможности для более выразительной передачи евангельских событий, какие еще не были в той или иной мере использованы другими художниками. В иконах, созданных им, все происходит не где-то в недоступном ныне, давным-давно прошедшем времени, а «здесь» и «сейчас», в жизненном пространстве современного человека… Ярким примером может служить икона «Сретение Господне», где действие - встреча Младенца Иисуса св. Симеоном и пророчицей Анной на пороге храма. Значительно выдвинув происходящее на передний план, художник подчеркнул его «реальность». Венчающие эту сцену главы куполов храма, слитых, подобно Святой Троице, воедино, связали земное событие с Горним миром. Выразительный композиционный ритм найден художником и в иконе «Омовение ног», где действие Иисуса Христа – символический призыв к любви и смирению, к тому, чего так не хватает людям в наши дни…
Поиск интересных пластических решений евангельских тем Юрий Козлов продолжил в керамике. Воплощённые в керамике, с блестящей глазурью и красочной росписью они насыщаются новым звучанием – созерцательной радостью и уютной теплотой старинных русских изразцов. Таков и «Вход Господень в Иерусалим», где весь облик Иисуса Христа - в розовых и изумрудно-зеленых одеждах, расшитых золотом, будь-то подсвеченных яркими лучами солнца – звучит как символ весеннего обновления природы, ликующей победы жизни.
Знаменательно, что «Вход Господень в Иерусалим» - начало крестного пути Иисуса Христа – стал первой композицией, переведённой художником в керамику. Тернист и труден предназначенный путь служения искусству. Но каким-то непостижимым чудом, именно этот путь дает силы и мужество следовать по нему".
"Художник должен быть философом", - считает Юрий Павлович Козлов. От себя добавлю: "И – поэтом".
По периметру одной из своих декоративных пластин, запечатлевшей старинный город, подобно орнаменту, плотным, непрерывающимся шрифтом, художник написал строки, в которых выразил своё понимание и чувство истинной России.
"И увидел он: над розовой рекой поднимался сказочный град. Золотые купола церквей купались в струящихся лучах солнца. Высоко в небе парили стрижи. Малиновый колокольный звон сливался в одну торжественную мелодию благовеста. По реке плыли баржи и лодки, свежий волжский ветер звонко трепал их надутые паруса. Среди белой кипени цветущих вишен да узорочья палисадников степенные горожане за пузатыми самоварами готовились к вечерне. По булыжным мостовым везли своих седоков лошади. В этом городе, который люди построили своими руками для себя, во славу свою и Божию, они рождались, любили, жили и умирали. И каждое дело их делалось на века, ибо в основании его были положены прочные камни веры, совести, доброты и любви. Этот город находился в сказочной славянской земле, где в сени лесов текло множество прозрачных рек, где рождались богатыри и поэты, где рождались сказки, и никогда не заходило солнце…"
Эти строки выразили его поэтическую душу. Ими мне и хотелось бы завершить своё повествование о художнике Юрии Павловиче Козлове и пожелать ему добра и творческой удачи".
Искусствовед Н.В. Воинова.