Лариса Владимировна Смирнова - художник миниатюрной живописи по эмали, иконописец.
Родилась 10 сентября 1963 года в городе Александрове Владимирской области.
В 1984 году окончила Федоскинскую Школу миниатюрной живописи (отделение ростовской финифти), работала на фабрике «Ростовская финифть» с 1984 по 2010 г., а с 1998 года – в экспериментальной группе.
С 1984 года живёт и работает в Ростове Великом.
С 2003 года – член «Союза художников России». Активно участвует в городских, зональных, всероссийских и международных выставках с 1996 года.
Работы Ларисы Смирновой вошли в коллекции Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль», музея ЗАО «Ростовская финифть», Липецкой областной картинной галереи, а также хранятся в частных коллекциях, храмах и монастырях России и зарубежья.
В 2023 году получила Благодарность ВТОО «Союз художников России».
«Вот так город – мастер на мастере сидит, мастером погоняет. А кто остался, так в подмастерьях ходит». Эти строки из сказки Л. Смирновой «Диковинка» можно дополнить: любой мастер Ростова многогранен, подобно творцам эпохи Возрождения. Александр Геннадьевич Алексеев, личность которого оказала значительное влияние на становление творческого пути Ларисы – художник-эмальер, ювелир-экспериментатор. И ещё – музыкант, охотник, краевед. Это не исключение: все творческие люди Ростова Великого подобны чудесным ларчикам. Каждый – с сюрпризом. Открывая их, невозможно остаться равнодушным в постижении тайны преемственности художественной и духовной культуры древнего города.
Лариса Смирнова – оригинальный художник промысла, продолжательница традиций, начатых лучшими творчески мыслящими художниками. Как и каждый из них, она, никому не подражая, обрела свою отличную от других манеру письма. Отходя от непосредственных приёмов письма ростовской финифти, Лариса развивает декоративные качества эмали. Мазок её кисти уверен, определён, иногда хлёсток, но всегда интенсивно насыщен цветом.
Она предельно расширяет рамки возможностей техники использования эмалей и достигает дополнительных декоративно-художественных эффектов с конечной целью создания более глубокого сюжетно-образного строя произведения. Эти характерные качества её авторской манеры наглядно проявляются в произведениях на литературные темы.
Литературные сюжеты являются одной из характерных особенностей всей ростовской финифти 20 века. В первом же десятилетии 21 -го, они встречаются гораздо реже, и среди них яркие творческо-самобытные работы Ларисы Смирновой представляются просто уникальными.
Особая любовь мастера к литературе проявляется не только в её художественном творчестве, но и в непосредственном сочинении сказок, притчей и былин. Многие работы это – иллюстрации к авторским произведениям, выполненным в технике живописи по эмали и графике.
Лариса Смирнова – первая из ростовских мастеров, вступившая в СХ России как иконописец. В настоящее время живописная эмальерная школа ростовской финифти переживает период возрождения иконописных традиций, бытовавших в Ростове Великом в предшествующих столетиях. Современный ренессанс во многом питается богатейшей духовной культурой и достижениями ростовской школы иконописи на эмали. В этом процессе заметную роль играют труды Л. Смирновой. Мастерское владение художественно-пластическими средствами ростовской финифти и углубленное знание канонической иконописи, синтезируются в однородный сплав – своеобразный, неповторимый творческий почерк.
2018 - Персональная выставка "Сказочные ларчики Ростова Великого". Выставочный зал ЯРХ.