Сергей Николаевич Соколов - живописец, монументалист, иконописец.
Заслуженный художник Российской Федерации (2009).
Родился 27 июля 1956 года в городе Кинешма Ивановской области.
1975 – окончил Ивановское художественное училище.
1984 – окончил Ленинградский институт живописи скульптуры и архитектуры им И.Е. Репина (факультет станковой живописи, мастерская профессора Е.Е. Моисеенко).
После окончания института живёт и работает в Ярославле.
1987 – принят в члены Союза художников СССР.
1994 – 1997, 2005 – 2010 – преподавал в Ярославском художественном училище рисунок, живопись и станковую композицию.
Автор интерьеров и монументальных росписей общественных учреждений (Музей истории города Ярославля, ресторан «Шато», кафе «Сказка», кафе «Жар-птица»).
Автор портретной галереи почётных граждан города Ярославля.
С 1991 года занимается иконописью. В настоящее время Сергей Соколов является руководителем иконописной мастерской им. Гурия Никитина.
С 1985 – постоянный участник областных, зональных, республиканских и всесоюзных выставок, групповых выставок в России, Германии и Франции.
1999, 2009 – персональные выставки в Ярославле, в центральном выставочном зале Союза художников РФ.
2015 – персональная выставка в галерее «Классика», г. Иваново.
2016 – юбилейная персональная выставка в Ивановском областном художественном музее.
2017 - юбилейная персональная выставка в центральном выставочном зале Союза художников, Ярославль.
2018 - персональная выставка в Кинешемском художественно-историческом музее.
Награды:
1987 – 1989 – молодёжный стипендиат Союза художников СССР.
1996 – награжден почётной грамотой архиепископа Ивановского и Кинешемского Амвросия.
1999 – дипломант Союза художников России.
2006 – награждён орденом преподобного Сергия Радонежского III степени и памятной медалью преподобного Тихона Луховского.
2008 – награждён почетной грамотой мэра города Ярославля.
2009 – присвоено почётное звание «Заслуженный художник Российской Федерации».
2010 – награждён юбилейной медалью «1000-летие города Ярославля».
2012 – награждён орденом преподобного Андрея Рублева III степени и медалью 140-летия основания Туркестанской епархии.
2013 – награждён Золотой медалью ВТОО СХР.
2014 – награждён юбилейной медалью «700-летия явления Толгской иконы Божией Матери».
2015 – лауреат областной премии им. А.М. Опекушина в области изобразительного искусства.
2015 – награждён юбилейной медалью равноапостольного князя Владимира.
2016 – награждён орденом преподобного Андрея Рублева II степени.
2018 - диплом ВТОО СХР.
2018 - Золотая медаль Российской академии художеств «Достойному».
2019 - Почётная грамота епископа Переславского и Угличского Феоктиста.
2020 - Почётный знак города Ярославля III степени.
2020 - Премия Казахстанского митрополичьего округа имени митрополита Иосифа (Чернова).
Станковые произведения Сергея Николаевича Соколова находятся в Ярославском художественном музее, Музее истории города Ярославля, Ивановском областном художественном музее, международной федерации Союза Художников (г. Москва), Музее МАРХИ (г. Москва), Галерее «Александр» (Париж), частных собраниях России, США, Франции, Германии и других стран.
О художнике:
"Сергей Соколов – личность яркая и самобытная в современном искусстве. Его картины обращают на себя внимание прежде всего своеобразием художественной манеры и свежим, оригинальным взглядом на мир.
Он художник городской и живёт в калейдоскопе впечатлений, в пространстве зрительных оговорок и каламбурной спутанности фрагментов. Точный, мастерский рисунок и открытый, интенсивный, откровенно условный цвет создают тот зазор, в котором странности жизни оборачиваются искусством – а искусство перетолковывает, присваивает их и переводит в свою систему.
Как художник Соколов принадлежит к академической школе со всеми присущими ей особенностями – четким, столетиями отшлифованным объемно-пластическим восприятием формы, продуманной композицией, точной и образной интерпретацией натуры. По окончании Ивановского художественного училища он продолжил образование в Ленинградском художественном институте живописи, скульптуры и архитектуры имении И.Е. Репина (бывшая Императорская Академия художеств), в мастерской народного художника СССР Е.Е. Моисеенко.
Время его учёбы в Ленинграде (1978-1984) было тем периодом, когда изменения вызревали и в самой жизни, а искусство, преодолевая идеологический диктат и иллюстративность, стремилось обрести творческую свободу, приобщаясь к современному художественному опыту. Потребность в более открытом и экспрессивном художественном языке ощутили и многие мастера академической школы, а учитель Соколова, Евсей Моисеенко, был знаковой фигурой этих перемен…
Соколов – художник интеллектуальный, и главная его сила – рисунок, - искусство, невозможное без осмысления и понимания формы. Рисунок не просто фиксирует форму – он выстраивает, собирает, концентрирует её… Но не только в мастерском овладении материалом и инструментарием искусства видел свою цель молодой художник. Сергей мыслил себя не графиком или живописцем, а Художником. Его интересовали смысл и предназначение искусства и творчество как процесс трансформации реальных форм в символические формы искусства.
В то же время художнику крайне важно общение с натурой, именно в ней он находит вдохновение. И потому предрасположен к портрету – основному жанру в его творчестве. Портретность, документальная точность – это его принцип отношения к любой натуре: будь то природа, ситуация или отдельный предмет. И это позволяет ему легко переходить границы жанров, добиваясь наибольших успехов в композиционной картине.
Сергей Соколов – мастер композиции, и главное, что волнует его, - это построение пространства картины, взаимодействие отдельных элементов, поиски гармонии и цельности. Он принадлежит к тем художникам, которые остро чувствуют не только пластический, но и метафорический смысл каждой формы, мастерски обыгрывая их сопоставления и созвучия…
Художник почти не пишет пейзажей. Пейзаж виден в раскрытую дверь или в проёме окна, в люке иллюминатора или отражён в зеркале. У Соколова, так крепко привязанного к реальности, к натуре, отношения с окружающей действительностью всё-таки сложные. При всей очевидности, реальность остается для него чем-то непредсказуемым, загадочным и полна скрытой новизны…
Художник тренирует и зрителя, расставляя «ловушки» его вниманию. Назвать картину по незаметной детали, сделать акцент на второстепенном, соединить в композиции множество элементов, неравноправных в смысловом отношении, или смешать жанровые границы – вот его характерные приёмы.
В творчестве художника сплавлены мягкая ироничность, интеллектуальная игра и непосредственное восхищение многообразием жизни. Особенно характерны в этом отношении его автопортреты. Соколов часто пишет себя, но остается при этом неуловим: его лицо теряется в отражении зеркал, скрыто в размеренной череде предметов натюрморта или сливается с пышной листвой комнатного цветка…
Необычные ракурсы, неожиданные сопоставления предметов, монтажные врезки и использование цитат из иных пластических систем – лубка, детского рисунка, фотографии, - «арсенал» Соколова неисчерпаем. Благодаря этому его творчество обретает новое свойство, оно открыто, разомкнуто и позволяет ощутить жизнь в широком контексте – и предметном, и социальном, и в соотношении с природной средой…»
Л.Л. Юрова, искусствовед