Борис Борисович Лейфер - живописец, художник театра. Член Союза художников СССР с 1977 года.
Родился 25 июня 1946 года в г. Ивано-Франковске Украинской ССР.
С отличием закончил Одесское театрально-художественное училище.
Учился в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Академии Художеств СССР (1969-1975) на театрально-декорационном факультете у Д.Ф. Попова. Дипломная работа - эскизы декораций и костюмов к опере Д. Верди «Фальстаф», оценка «отлично», присвоена квалификация художника театра.
После окончания института приехал в Сыктывкар, где с 1975 по 1978 являлся главным художником Коми республиканского драматического театра. Проработав несколько лет в театре, Лейфер занялся исключительно станковой живописью.
Известность Б.Б. Лейферу принесли композиционные портреты, отражающие внутренний мир героя. Выделяются психологические портреты деятелей искусств: «Портрет художника С.А. Добрякова», 1978; «Портрет С.С. Асташева», 1979, а также людей, чья жизнь и деятельность была связана с историей Коми земли: «Портрет М.Н. Харапова – первого комсомольца республики», 1978.
Фотографии работ Б. Лейфера из Национальной галереи Республики Коми - опубликованы в рамках проекта «Краевидение - Коми край глазами художников»:
В 1982 г. Борис Лейфер переехал Ярославль.
С 1975 года является участником областных, региональных, республиканских, всесоюзных и зарубежных (США, Франция, Швеция, Италия, Израиль и др.) выставок; международной выставки «Арт-Экспо» (Москва, 1998). Групповая выставка - Берлин (ФРГ, 2017).
За рубежом экспонируется с 1985 года.
Персональные выставки: Канада (2 выставки – 1993), Италия (1995), США (1993, 1994, Нью-Йорк - 1997, 2000), Франция (Париж, 2000), Россия (Ярославль, 2001, 2011), Польша, Швеция, Голландия (1986), ФРГ(1985, 1986, 1988), Турция (1987), Израиль (6 выставок на протяжении 1991-1993, Тель Авив -2015, Раанана-2019).
В настоящее время живёт и работает в Израиле. Является членом Союза художников Израиля.
В собрании Государственного Русского музея находятся произведения Б.Б. Лейфера «Натюрморт № 2» (1996) и «Пейзаж с белой коровой» (1999).
Работы художника также в коллекциях Чикагского художественного музея (Чикаго, США), картинной галерее Торре-Конавезе (Торре-Конавезе, Италия), Израильского музея (Иерусалим), в Ярославском художественном музее (Ярославль, Россия), Национальной галерее республики Коми (Сыктывкар, Россия), Московском музее современного искусства, а также в частных и корпоративных собраниях.
В 2019 году удостоен Международной Премии Веласкеса (Испания).
Сайт художника
О художнике:
"...Поиски себя в искусстве не были легкими. Идеи, завладевшие художником, шли изнутри и диктовали ему способы их воплощения. Так рождались его экспериментальные полотна, странный мир которых строился на ассоциациях, фантазиях, интуиции. Работы создавали иную реальность, иное ощущение пространства. Это пространство притягивало, в него хотелось войти. Помимо экспериментальных полотен Борис Лейфер занимался портретной живописью. Его портреты отличались фотографическим сходством и психологической глубиной. Но любимым жанром все-таки оставался натюрморт.
В отличие от более абстрактных работ Лейфера, которые рождаются спонтанно и создаются на одном дыхании, натюрморт требует тщательной и кропотливой подготовки. Предметы у Лейфера находятся между собой в сложных взаимоотношениях и обладают своими собственными, неповторимыми характерами. Профессия театрального художника наложила на натюрморты праздничную театральность. Его цветы благоухают. Фрукты почти осязаемы. Собранные в одном помещении, его картины производят впечатление плодоносящего сада.
У голландцев Хеды и Класа художник заимствовал условный бестеневой фон, позволяющий сосредоточиться на собственно композиции. Иногда этот фон отдалённо напоминает облачное небо, что создает определенное настроение. В последнее время художник пишет свои композиции на тёмном, почти чёрном фоне, чтобы не рассредотачивать внимания зрителей. Композиция кажется парящей в воздухе.
Связь с миром живой природы в натюрмортах Бориса Лейфера очевидна. И в этом смысле его работам больше подходит другое определение натюрморта - "still life" - "застывшая жизнь". Он не может писать цветы, если они чуть привяли: подлинность ему необходима. Он умеет передавать фактуру предмета так, что хочется его потрогать. Его персики бархатисты, а виноградины налиты прозрачным зеленоватым соком. Это не фотографичность, а передача сущности предмета через его фактуру. Можно только удивляться, как при гладкой манере письма ему удается достичь такой глубины и объёмности изображения.
Лейфер - первоклассный колорист. Свои натюрморты, решённые в спокойных, элегантных, серовато-зеленых, золотистых или красно-коричневых тонах он "взрывает" ярким цветовым пятном - будь то ягоды красной смородины, пламенные апельсины или красные яблоки. Последние натюрморты отличаются особенной цветовой интенсивностью. Но иногда, словно желая отдохнуть от этого буйства красок, художник позволяет себе поэкспериментировать с белым цветом. Так возникла серия "белых" натюрмортов, "герои" которой - кувшин с молоком, белая чашка, яйца, белоснежная салфетка, батон фигурируют на белом же фоне. Художник словно демонстрирует бесконечные возможности белого цвета..."
Б.С. Езерская, журналист (Нью-Йорк, США), из статьи «Чудо натюрморта», журнал «Вестник», N 21(306), 2002 г.