Александр Геннадьевич Алексеев - художник миниатюрной живописи по эмали (финифть).
Заслуженный художник Российской Федерации (2003).
Народный художник Российской Федерации (2023).
Родился 23.10.1940 г. в Ростове Великом. В 1962-1967 гг. Александр Алексеев учился в Московском художественно-промышленном училище им. М.И. Калинина. Закончив образование, устроился на на фабрику «Ростовская финифть». Работал на фабрике с перерывами в 1967-1977, 1979-1982 гг..
В 1970-е годы Алексеев активно работал творчески, участвовал в выставках, осваивал ювелирное дело. Чувствуя недостаток профессионального общения, он по собственной инициативе стал по вечерам и воскресным дням вести кружок в клубе им. Ленина фабрики «Рольма» (с конца 1967 по 1973 г.), затем в Доме пионеров (1973-1976, 1978-1995 гг.). Занятия посещали и взрослые, и дети. В 1977-1979 гг. Алексеев преподавал также и в Ростовской художественной школе.
Преподавание он совмещал с творческой и общественной работой. В 1982-1984 гг. был членом Правления Союза художников, а в середине 1980-х – членом Комиссии по народному искусству Союза художников России в Москве.
По его инициативе и при поддержке В.Д. Кочкина, А.Е. Зайцева и других мастеров возникло Товарищество ростовских художников. В 1992 г. он стал его председателем. Одновременно с работой на фабрике в 1968-1973 гг. Алексеев дома работал над монументальным панно «Николай Коперник», состоящим из 56 пластин. В 1976 году он исполнил монументальное панно для оформления вестибюля фабрики "Ростовская финифть". Ещё одно крупное панно работы Алексеева, посвящённое мастеру-финифтянщику рубежа XVII-XIX вв. Алексею Всехсвятскому, в настоящее время экспонируется в Музее финифти Ростовского кремля.
Александр Геннадьевич Алексеев, один из выдающихся и авторитетных мастеров ростовской финифти, известен как художник-экспериментатор. Благодаря своим многочисленным опытам с эмалями, Алексеев разработал свою технологию и приспособления, аналогичные старинным, с учётом современных условий. Кроме этого он расширил привычные рамки мастерской финифтяника: он выезжает со специальной палаткой и переносной печью на природу и пишет эмалями непосредственно на пленэре, создавая с натуры пейзажи и натюрморты.
Является участником городских (Ростов Великий), областных, региональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок. Член Союза художников с 1980 г..
Персональные выставки в ГМЗ "Ростовский кремль (2001, 2016 гг.).
Медаль "В честь 850-летия Москвы" (1997 )
Дипломант Российской Академии художеств (1998)
Дипломант Союза художников России (1999).
Благодарность ВТОО СХР (2018).
Благодарственное письмо муниципалитета города Ярославля (2023).
Произведения А.Г. Алексеева находятся в собраниях Государственного Русского музея, Оружейной палаты Московского Кремля, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства (Москва), музейных собраниях Ярославля, Ростова Великого, Тулы, во многих частных коллекциях в нашей стране и за рубежом.
Публикации: Ростовский художник Александр Алексеев Финифтяники на вахте
В.Ф.Пак, кандидат искусствоведения. Ростовский художник Александр Алексеев (Из Послесловия к выставке 2001 г):
Александр Геннадиевич Алексеев – человек многогранный, богато одарённый в различных областях искусства. Он интересен и своим искусством, и ценными личностными качествами. Алексеев - фигура уникальная не только в масштабах Ростова, но и всей России.
Родился Александр Алексеев в 1940 г. в Ростове в семье Геннадия Александровича (1914-1997) и Зои Сергеевны (1919-2000) Алексеевых. Учился в 1962-1967 гг. в Московском художественно-промышленном училище им. М. Калинина на ковровом отделении. Выбирая будущую профессию, художник долго метался между музыкой и изобразительным искусством, выбрав, наконец, живопись, но музыкой он продолжает заниматься и теперь. “Когда мне становится плохо, я играю на балалайке”, - признаётся Александр. Музыка в его жизни занимает большое место. Живопись и музыка для него нераздельны. “Музыку люблю с детства. Когда учился в Москве, то каждую субботу и воскресенье ходил в театр, старался не пропустить ни одной премьеры. Когда я пишу, всегда звучит музыка. Она присутствует и в моих работах на темы русских народных песен “Ах ты, берёза”, “Не шуми, мати, зеленая дубравушка” и других”, - отмечает художник.
Музыка живёт в его произведениях, особенно в ранней живописи и монументальных панно второй половины 1960-х, 1970-х годов, стоит лишь вспомнить эскиз гобелена к симфонической поэме “Прелюды” Ференца Листа, выполненный в качестве дипломной работы по окончании художественного училища. Александр многие свои произведения пишет под звуки классической музыки. Стремительный ритм, округлые лаконичные формы, присущие многим его картинам, исполненным маслом, роднят их с музыкальными произведениями.
А.Г. Алексеев – энтузиаст и исследователь финифти. Работая в экспериментальной группе фабрики “Ростовская финифть”, он занимался технологическими исследованиями финифти, сам выплавлял эмали, добивался усовершенствования применяемых тогда красок и материалов. С 1968 г. его увлекли проблемы технологии, а началось всё с решения изучить материал: “Пошёл в наш музей, попросил миниатюру с изображением Евангелиста, заказал пластиночку ребятам-эмальерам. Сделал копию, когда положил рядом, смотрю: что-то не то - раскрашенная какая-то. Не лежит душа совершенно. В старинной - глубина, прозрачность, воздух, а здесь – сухо, как по бумаге. И вот с тех пор я занялся технологией”, - признается художник. А.Г. Алексеев разыскивает старожилов – мастеров по финифти, узнает старинные рецепты эмалевых составов по опубликованным источникам и устным рассказам. Всё это проверяет опытным путем. “Когда я смотрел рецепт, то пришел к такому выводу, что старые мастера использовали эмаль, хотя и называли её красками. Их краски стекловидные, по свойствам ближе к эмалям, чем к краскам. Они использовали цветной бисер, а бисер – это стекло. Открытия я никакого не сделал, просто пришел к такому выводу, что эмаль в Ростове делали, но только я уточнил, убедился в этом” .
Александр тщательно фиксирует последовательность проведения опытов, ведя записи в рабочем дневнике. Результаты этих трудов представляют немалый интерес и для практического применения их в живописи по эмали, и как источник изучения методов работы ростовских финифтяников прошлых лет. “Опытные” его тетради уже сами по себе стали реликвией, по сути - уникальными документами, характеризующими пытливый оригинальный склад ума художника. К сожалению, огромный их потенциал не был полностью использован.
“Мои технологические исследования на фабрике остались как эскизы, незавершёнными. Административные установки, общественные условия жизни были таковы, что в новом никто не был заинтересован”. Вся привычная система изо всех сил сопротивлялась внедрению нового. Но был на фабрике талантливейший эмальер-белоготовильщик Виктор Новичков (его пластинки очень ценились, они отличались тонкостью и изяществом), благодаря которому эмаль № 16 удалось внедрить в производство быстрее. На ней пишут сейчас не только на фабрике “Ростовская финифть”, но и по всей стране.
Алексеев в своё время испытывал и другие трудности, все дорогостоящие материалы – сталь, дрова – покупать приходилось часто на свои средства. В 1970-е гг. художник весь во власти поисков выражения своих замыслов в монументальных формах. Он также увлечен технологическими исследованиями старинной живописи по эмали, позже изучает и лиможские эмали.
В 1976 году художнику предложили оформить вестибюль фабрики. “Я как голодная щука набросился на представившийся такой счастливый случай”, - вспоминает он. Раньше художник обжигал в эмальерном цехе, но нередко случались прогары, тогда он решил делать свою печь. Специального помещения не было, решил делать его поэтому … на крыше фабрики. Для начала надо было выяснить - выдержит ли потолок. Он позвонил проектировщикам этого здания, они ответили, что крыша выдержит 700-800 кг. Планы его, казалось бы, рухнули. Но он не стал доверять теоретикам, обратился к практику – прорабу, строившему это здание. К нему он подошел с вопросом: “Сколько можно нагрузить на плиту над лифтом фабрики?” и получил ответ: “Сколько хочешь!” Художник успокоился и сделал мощную печь. Прораб, как оказалось позже, был абсолютно прав. На крышу фабрики, над складом готовой продукции, Александр “натащил кирпича весом в три тонны и построил печку – чего только там не было: и эмаль плавил, и воздух мне подвели – 10 атмосфер. Ёмкостью для бензина служил большой самовар, к которому был припаян штуцер. Во время работы такой свист шел, что приходилось надевать шапку-ушанку. Представляете? Сжигал литра два бензина за сорок минут работы. Там даже плавил эмаль, что только не делал! И взрывы были два раза. А на печке у меня стояла бочка с водой на случай пожара” . Здесь Александр обжигал все монументальные работы для фабричного вестибюля . Он вспоминает, как проходил последний, пятый обжиг: “Все 32 пластины для панно “Лето” я обжёг в один день. Мне помогали сестра и ребята из кружка. Печь топил дубовыми дровами. Специально заказывал их и поднимал наверх. Там что делалось…- ужас”.
Работа потребовала от художника очень много не только творческих, но и физических сил. Технологические трудности существенно отличают миниатюру и монументальную финифть: в зависимости от размера проблемы возрастают в геометрической прогрессии. Свою работу, несмотря ни на что, Александр очень любил и мечтал, что ещё когда-нибудь займётся монументальными панно. Но это было невозможно. “Монументальное искусство для меня осталось какой-то неразрешённой мечтой”. Неудовлетворенное желание художника воплотить свои устремления в монументальных формах находит отчасти воплощение в тесных рамках финифтяной миниатюры. В реалистических, но близких к абстрагированным формах сказывается характер гобеленовых и ковровых композиций, созданных в годы учёбы. Это одинаково касается как живописных и графических произведений, так и финифтяной миниатюры раннего периода творчества художника.
В 1980-е гг. Александр все более увлекается поисками в области живописи по эмали. Образ незаурядной творческой личности он воплощает уже не в монументальных формах, но в миниатюре (портрет М.И. Ломоносова, оклад к “Слову о полке Игореве”, “Старые мастера”, “В мастерской А.И. Всесвятского” и др.)
Художник неутомим в поиске. Он проводит опыты по использованию специальных подкладок для фона, пишет собственноручно изготовленными эмалями, а не привычными красками Дулёвского фарфорового завода. Он с финифтяной пластиной выходит на пленэр!
Его находки не ограничиваются лишь поиском новых выразительных средств. Он идёт своим оригинальным, внешне настолько непредсказуемым путем, что опровергает привычные представления о методе создания финифтяной миниатюры в тиши уединенной мастерской. Александр Алексеев пишет финифть прямо на пленэре, уподобляясь живописцу маслом по холсту. Неистощимая фантазия изобретателя подсказывает, как сделать переносную печь для обжига пластин, как соорудить палатку из полиэтилена и многие другие приспособления.
А. Алексеев не только художник, но и ювелир, и не менее интересный рассказчик: “Пробовал заниматься я литьём. В Осоеве у нас дом был. Там я литейную мастерскую сделал на открытом воздухе в высоких, высотой под два метра, зарослях крапивы. В центре зарослей вырубил крапиву, и ко мне никто не подходил. Протянул провод для электрической печи, принес плавильную газовую печь”. Надо сказать, что пробы эти переросли в профессиональное мастерство ювелира. Свои финифтяные пластины он оправлял сам. И каждая такая работа оригинальна и неповторима. Ювелирное обрамление становится естественным и органичным продолжением замысла художника. Образно-живописная идея миниатюры подхватывается и развивается в объемной пластике рамы. До 1997 года все миниатюры он оформляет сам, а после этим занимается сын Анатолий.
В творчестве художника 1990-х гг. преобладают пейзажные миниатюры и появляются религиозные сюжеты. Образ чистой юности и теплота родительского чувства переданы в портрете дочери Ольги. Девушка изображена на фоне летнего пейзажа в обрамлении из цветов, мотыльков и бабочек. Писал эту миниатюру А. Алексеев, как и многие пейзажи, на пленэре. “Всё было бы хорошо, если бы не назойливая мошкара”, - вспоминает художник. Летний зной, прозрачный воздух и лёгкие мотыльки – все это находит отражение в портрете.
Пейзаж (лирический, нередко с элементами сюжета) - любимая тема в творчестве художника. Пейзажи на эмали Александра Алексеева, выполненные с натуры, неповторимо выразительны, как сама природа. В миниатюрах “Серый день”, “Мостик через р. Пулохму” – удивительно тонкие отношения серых и лиловых тонов. Глубина и прозрачность эмали достигает в них особой выразительности и чистоты. Колористическое богатство восприятия окружающего мира ярко проявляется в натюрмортах. Выразительно написаны яблоки на фоне пейзажа, пышный осенний натюрморт возле окна, сирень в кринке с видом сквозь прозрачные окна…
Художник плодотворно трудится, справедливо полагая, что “весь смысл и интерес жизни – в работе”. “Эта выставка мне пошла на пользу”, - констатирует автор. “ Сделал для себя вывод: то, что можно сделать маслом и акварелью, нельзя подменять иной техникой. У эмали - своя жизнь. Сейчас у меня такая идея – делать композиции прямо на природе, сочетать реальное с воображенным. Хочу совместить предыдущий период творчества с настоящим”.